Страница:1870, Russkaya starina, Vol 2. №7-12 and table of contents vol. 1-2.pdf/32: различия между версиями

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Распознал текст всей страницы
Метки: с мобильного устройства из мобильной версии через расширенный мобильный режим
(нет различий)

Версия от 12:36, 6 мая 2020

Эта страница не была вычитана


Однако, хотя самъ не любилъ и не имѣлъ времени при дворѣ своемъ дѣлать пиршества, то оставилъ сіе любимцу своему, князю Меншикову, который часто оные, какъ въ торжественные дни, такъ и для чужестранныхъ министровъ, съ великимъ великолѣпіемъ, по тогдашнему времени, чинилъ. Имѣлъ для сего великій домъ, не токмо на то время, но и въ нынѣшнее, ибо въ оный послѣ кадетскій сухопутный корпусъ былъ помѣщенъ, и слыхалъ я, что часто государь, видя изъ дворца своего торжество и пиршество въ домѣ его любимца, чувствовалъ удовольствіе, говоря, вотъ какъ Данилычъ веселится. Равно ему подражая, такъ и бывъ обязаны самыми своими чинами, другіе первосановники имперіи также имѣли открытые столы, какъ генералъ-адмиралъ графъ Ѳедоръ Матвѣевичъ Апраксинъ, генералъ-фельдмаршалъ графъ Борисъ Петровичъ Шереметевъ, канцлеръ графъ Гаврила Ивановичъ Головкинъ, и бояринъ Тихонъ Никитичъ Стрешневъ, которому, поелику онъ оставался первымъ правителемъ имперіи во время отсутствія въ чужіе краи императора Петра Великаго, на столъ и деревни были даны.

Симъ знатнымъ людямъ и низшіе подражая, уже во многихъ домахъ открытые столы сіи завелися и столы не такіе, какъ были старинные, то-есть, что токмо произведенія домостройства своего употреблялись, но уже старались чужестранными приправами придать вкусъ добротѣ мясъ и рыбъ. И конечно въ такомъ народѣ, въ коемъ страннопріимство сочиняло всегда отличную добродѣтель, не трудно было въ вестись въ обычаи таковыхъ от крытыхъ столовъ употребленіе; что соединяяся и съ собственнымъ удовольствіемъ общества, и съ лутчимъ вкусомъ кушанья противу стариннаго, самымъ удовольствіемъ утверждалось.


Не непріятель былъ Петръ Великій честному обществу, но хотѣлъ, чтобъ оно безъубыточно каждому было. Онъ учредилъ ассамблеи, на которыя въ назначенные дни множество собиралось. Но симъ ассамблеямъ предписалъ печатными листами правила, что должно на столъ поставлять, и какъ принимать пріѣзжихъ, симъ упреждая и излишнюю роскошъ и тягость высшихъ себѣ принимать; ибо общество не въ обжираніи и опиваніи со стоитъ и не можетъ оно быть пріятно, гдѣ нѣтъ равности.