Перейти к содержанию

Страница:Автобиографические записки Ивана Михайловича Сеченова (1907).pdf/207

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


въ 1888 г. я вышелъ въ отставку и уѣхалъ прежде всего отдыхать на целый годъ въ деревню къ женѣ. Отсюда я списался съ моей старой пріятельницей Надеждой Ѳедоровной Шнейдеръ. Она (тогда уже вдова) была замужемъ за профессоромъ гистологіи Бредихинымъ (братомъ извѣстнаго астронома), имѣла связи въ университетѣ и могла доставить мнѣ вѣрныя свѣдѣнія, насколько мое намѣреніе приватдоцентствовать въ университетѣ можетъ не нравиться некоторымъ изъ профессоровъ. Получился ответъ, что моему переселенію действительно не сочувствуютъ. На это я просилъ успокоить, что никого не стѣсню и никому не стану поперекъ дороги. Тогда получился удовлетворительный отвѣтъ, и я ранней весной съездилъ въ Москву подать прошеніе о приватъ-доцентствѣ. Былъ у декана и ректора (филолога Иванова), но не засталъ ни того, ни другого дома; прислуга ректора объявила, что онъ очень любитъ архіерейское служеніе и находится на таковомъ. Принялъ меня, и очень любезно, только попечитель, графъ Капнистъ, замѣтившій между прочимъ, что по новому уставу мнѣ не зачѣмъ было выходить въ отставку, чего я не зналъ и чего мнѣ не сказали въ Петербурге. По пріездѣ въ Москву я встретилъ дружеское участіе со стороны молодого профессора сравнительной анатоміи, милаго, добраго Мих. Алекс. Мензбира. Онъ далъ мнѣ въ своемъ небольшомъ помѣщеніи отдельную комнату, и здесь я прожилъ целый годъ.

Не располагая никакими инструментами, кромѣ абсорпціометра, ножа и индукціоннаго снаряда, и не желая стеснять физіологическую лабораторію, я рѣшилъ читать отдѣлъ физіологіи, не требовавшій сложныхъ инструментальныхъ пособій, именно центральную нервную систему. Плодомъ этого была написанная мною въ Москве «Физіологія нервныхъ центровъ». Мою первую лекцію начальство не удостоило почему-то своимъ посещеніемъ; студентовъ на лекціяхъ было довольно много, но гонорара я получилъ всего 60 рублей.

Въ этомъ же году я былъ приглашенъ читать лекціи медикамъ въ помещеніи ихъ клуба по Большой Дмитровке. Слушателей было такъ много и гонораръ такъ великъ, что у меня родилась мысль устроить въ Москве маленькую лабораторію. Попечитель обѣщалъ дать мне небольшое помѣщеніе, я же, по истеченіи академическаго года, поѣхалъ за границу покупать инструменты и побывалъ съ этою целью въ Парижѣ. Въ этотъ именно пріѣздъ я и попытался, черезъ посредство Дюкло, вызвать у французовъ ннтересъ къ моей работе съ CO₂, о чемъ было упомянуто выше. На возвратномъ пути въ Россію заѣхалъ въ Лейпцигъ къ моему дорогому учителю Люд-