Перейти к содержанию

Страница:Азаревич Д. И. Система римского права. Т. I (1887).pdf/337

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
331

juris possessio, juris quasi possessio[1]. Германские ученые первый вид владения называют владением вещью (Sachbesitz), а второй — владением правом (Rechtsbesitz).

После сказанного выясняется то место, которое должно быть отведено владению в системе гражданского права. Владение относится несомненно к вещным правам, так как оно состоит в непосредственном отношении лица к вещи и только тем отличается от других вещных отношений, что оно чисто фактического, а не правового характера. При этом владение его содержанию своему соответствует, как фактическое господство, нескольким видам вещных прав; поэтому всего удобнее излагать его во главе вещных прав.

Вопрос о месте владения в системе гражданского права весьма спорен. Римские источники его не разрешают; оставляя же прежних юристов (Savigny cit. p. 52, 53), получаем следующие главнейшие воззрения. Многие систематики помещают владение в общей части науки (Puchta, Böcking, Brinz и др.). Но уже Савиньи (cit. р. 54) вполне правильно заметил, что за владением можно признать общий характер с такою же основательностью, как и за собственностью и всяким другим правом. Затем, сам Савиньи (§ 6) считает владение за обязательственное право, а именно относит его к obligationes ex maleficiis на том основании, что владельческие иски, интердикты, суть личные, деликтные иски. Совершенно верно, что интердикты — личные иски, но нельзя классифицировать отношение по последствиям, вытекающим из него (Kierulff. Civilr. p. 344 Anm.); природа отношения определяет место его в системе, а природа владения, как уже установлено, вещного характера. Поэтому большинство современных ученых отводит владению место в вещном праве; причем одни излагают все учение о нем в одном месте, во главе вещных прав (Windscheid, Baron, Maynz и др.), другие же считают более правильным разделять это изложение по особым отделам вещных прав, которым по фактическому содержанию будет соответствовать владение (Bruns cit. p. 487; Randa cit. p. 53 n. 17). Но по общим признакам владение как вещами, так и правами, представляет самостоятельное целое, проникнутое одною общею основною идеей, а потому долженствующее иметь свое особое место в системе и, как относящееся к нескольким отделам вещного права, всего правильнее поместить его во главе вещных прав.

В интересах лишь учебного изложения дальше будет речь главным образом о владении вещью, а в конце будет сказано о владении правом[2].


  1. Pr. J. 4, 15; L. 10 pr. D. 8, 5; L. 2 § 3 D. 43, 26; L. 2 D. 8, 4; L. 7 D. 43, 19; L. 23 § 2 D. 4, 6. Cp. L. 3 pr. D. 41, 2; L. 4 § 27 D. 41, 3; L. 1 § 8 D. 43, 3; L. 82 § 1 D. 8, 2.
  2. См. Windscheid. Pand. 1 § 151.