Перейти к содержанию

Страница:Анненков. Опыт комментария к уставу гражданского судопроизводства. Т. I (1887).pdf/271

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
260
Ст. 257, 260—262.

суд не только частные лица, начинающие гражданское дело, но и казенные управления, потому что в отношении сих последних ни правило этой статьи, ни другие постановления устава не делают никакого исключения, из чего можно заключить, что и сии последние, возбуждая в суде гражданский иск, должны обращаться в суд также с прошением, а не с бумагой в какой-либо другой форме, напр., в форме отношения или сообщения.

Перехожу к разбору статей, определяющих принадлежности исковых прошений.

Ст. 257. Исковое прошение должно содержать в себе:

1) означение суда, в который прошение подается;

2) имя, отчество, фамилию или прозвище, звание и местожительство как истца, так и ответчика;

3) означение цены иска, за исключением дел, оценке не подлежащих, и случаев, положительно в законе определенных;

4) изложение обстоятельств дела, из коих иск проистекает;

5) указание доказательств и законов, на коих иск основан;

6) просительный пункт, заключающий в себе требования истца, т. е. то, о чем он просит суд постановить решение.

Ст. 262. При предъявлении иска за другое лицо в прошении должно быть объяснено законное право просителя ходатайствовать за это лицо.

Ст. 261. Прошения иностранцев должны быть написаны на русском языке; подпись на оных может быть сделана на другом языке, но с переводом на русский язык, засвидетельствованным через Присяжного Переводчика, или же какое-либо должностное или частное, известное суду, лицо, знающее язык, на коем прошение подписано.

Ст. 260. По неграмотности или болезни просителя, вместо него может подписать прошение тот, кому он сие доверит, с означением причины, по коей сам проситель не подписал прошения.

Все эти статьи заключают в себе указания на те или другие принадлежности искового прошения в отношении формы его. Какие формальные принадлежности прошения, указанные в этих статьях, должны считаться необходимыми и существенными, и какие из них могут быть опущены при составлении прошения, мы увидим при рассмотрении статей, указывающих последствия несоблюдения той или другой формальности, а теперь я должен обратить внимание только на то, соблюдение каких формальностей устав требует от составителя искового прошения. Сопоставляя в этом отношении требования 257 ст. с самой формой искового прошения, предложенной уставом, нельзя не усмотреть, что в содержании этой статьи есть некоторое пробелы, весьма существенные, которые должны быть пополнены содержанием самой формы прошения. Первый пункт 257 ст. требует означения в прошении суда, в который прошение подается; означение это должно быть сделано просто: — в такой-то окружной суд. Второй пункт требует означения в прошении: имени, отчества, фамилии или прозвища, звания и местожительства как истца, так и ответчика. Указывать имя, отчество и фамилию обязаны, без сомнения, как русские, так и иностранцы, потому что требование 257 ст., в этом отношении, общее; но, конечно, нельзя требовать непременно от иностранца указания, напр., отчества, в том случае, если у той национальности, к которой принадлежит иностранец, прибавление к имени отчества вообще неупотребительно. Далее, вместо означения фамилии эта статья дозволяет означать прозвище, на что ясно указывает союз „или“, помещенный между словами „фамилию“ и „прозвище“. Слова же „прозвище“ и „фамилия“ совершенно не однозначащие. Под „фамилиею“ разумеется название рода или семьи, название, укрепленное сословными актами, напр., дворянскими родословными книгами, ревиз-