Перейти к содержанию

Страница:Анненков. Система русского гражданского права. T. I (1910).pdf/331

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
326
ВЕЩИ ТЕЛЕСНЫЕ И ИХ РАЗДЕЛЕНИЯ.

напр., водопроводные трубы имения, или колья виноградника, но могли и не находиться, как, напр., запасы продовольствия в имении. Юридическое значение этого разделения вещей проявлялось в праве римском, по объяснению Барона, в том, что принадлежность должна была следовать судьбе главной вещи — res accessorium sequitur suum principale, вследствие чего считалось, что всякое изъявление воли, относящееся до главной вещи, должно распространяться и на ее принадлежности (Pandecten § 44).

Далее, под плодами вещи или fructus в тесном смысле правом римским разумелись те органические произведения, которые дает вещь согласно своему назначению и которые составляют доход от нее. К разряду таких плодов от вещи были относимы, напр., приплод от животных, но не их шкуры, мясо и навоз, срубаемые при правильном лесном хозяйстве деревья, но не бурелом, или деревья в парках и садах, также произрастания земли и плоды деревьев в садах. Если плоды еще не были отделены от главной вещи, то они назывались fructes pendentes, если же уже были отделены, то fructes separati, а если кроме этого уже были и собраны и взяты во владение, то fructes percepti. Затем, плоды, собранные, но находящиеся еще налицо у лица, их собравшего, назывались fructes extantes — наличные плоды; плоды же отчужденные или потребленные назывались fructes consumti. К такого рода естественным плодам правом римским по их значению приравнивались и другие доходы, от вещи, называвшиеся плодами юридическими или гражданскими — fructes civiles, к каковым были относимы: во-1-х, вознаграждение за отдаваемую в пользование вещь, называемое арендой или наемной платой, если в пользование отдавалась вещь, не принадлежащая к категории res fungibiles; если же вещь принадлежала к категории последних вещей, то вознаграждение за пользование ею называлось процентами, и во-2-х, дичь в охотничьих участках. Проценты за пользование известным количеством заменимых вещей подлежали по римскому праву платежу не только в силу сделки между верителем и должником, но в некоторых случаях и в силу закона, как, напр., в случаях вообще просрочки со стороны должника в исполнении обязательства, все равно, возникшего вследствие договора или же иного правоотношения, напр., назначения отказа по духовному завещанию, или обращения в свою пользу чужих денег без всякого законного основания, или оставления чужих денег без выгодного помещения, напр., со стороны опекуна, управителя и проч., а также в случае неисполнения судебного решения и проч. (Baron. Pandecten §§ 41—42).

Из новых законодательств в уложении итальянском вовсе не упоминается о разделении вещей на главные и принадлежности, а перечисляются различные движимые вещи, или прочно прикрепленные к земле или зданиям, или же хотя и не находящиеся с ними в неразрывной физической связи, но помещенные в них как вещи, необходимые для их эксплуатации, которые признаются законом вещами недвижимыми по их назначению, но которые на самом деле скорее всего могут быть квалифицируемы, как принадлежности недвижимостей. К категории такого рода вещей уложение итальянское относит: земледельческие орудия, животных, необходимых для эксплуатации имения, запасы продовольствия в нем, семена для посева, пасеки, рыбу, находящуюся в прудах, различные машины и инструменты фабрик и заводов; а из предметов, прикрепленных прочно к недвижимости, как о такого рода вещах оно упоминает: о зеркалах, картинах, статуях и проч. (art. 413—414). Относит уложение итальянское к категории вещей недвижимых и их плоды, пока