Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 02. Аконит - Анри (1926)-4.pdf/117

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

франц. революции провозглашают недопустимость завоевательных войн и насильственного захвата территории. Впрочем, эти принципы последовательного буржуазного демократизма не были и не могли быть осуществлены полностью на практике. Они были совершенно отброшены в сторону по мере развития соврем, монополистического капитализма. Не знает этих принципов и соврем. буржуазное международное право. Наоборот, оно включает такие способы приобретения территории, к-рые своей исходной точкой имеют именно этот насильственный, чисто фактический захват, т. — е. А. Прежде всего, этот способ открывается благодаря тому принципу, что в международном праве договор остается договором и в том случае, если подписавшее его государство было к тому вынуждено силой. Любая А. может быть, т. о., юридически покрыта цессией, т. — е. так наз. «добровольной» уступкой по договору. Иногда это договорное оформление А. представляет собой не более, как комедию. Таков, напр., Сеульский трактат 1910, согласно коему «корейский император вполне и навсегда уступает японскому императору все суверенные права на Корею», а последний «принимает указанную уступку и соглашается на полную А.». Кроме этого «производного» способа приобретения территории (на основе «уступки»), буржуазное международное право знает и самостоятельный (первоначальный) способ завоевания, debellatio, т. — е. полное уничтожение государств, власти, к-рой была подчинена данная территория. Отсюда понятно, как ставит доктрина международного права вопрос о правомерности или неправомерности А. Согласно господствующему учению, А. является неправомерной или, по крайней мере, юридически спорной, если она совершена «преждевременно», т. — е. объявлена раньше, чем для другой стороны исчезла всякая возможность сопротивления. «Завоевание вражеской территории, всей целиком или частью, получает легальный титул только после окончательно закрепленного завоевания» (Оппенгейм). Поэтому, напр., А.

Триполи Италией осуждалась большинством международников не потому, что это захват чужой территории, но потому, что итальянцы объявили Триполи своим владением в самом начале войны. Точно так же преждевременной считалась А.

Англией бурских республик, ибо она была провозглашена в то время, когда буры продолжали еше оказывать вооруженное сопротивление. Так. обр., ясно, что точка зрения современных международников на А. не имеет ничего общего с тем подходом, к-рый ставит во главу угла право нации на самоопределение. Более того, формально юридическое понятие А. может быть применено и к таким историческим фактам, к-рые не только не противоречат принципу национального самоопределения, но, наоборот, его воплощают: напр., присоединение папской области к Италии или объединение Германии, совершавшееся путем уничтожения ряда мелких государств (Ганновер).

Отрицательное отношение революционного пролетариата к А., выразившееся в требова 780

нии «мира без А. и контрибуций», выдвинутом во время мировой войны, во-первых, не ограничивается узко-юридическим смыслом этого понятия, но включает в него и «уступку», и «закрепленные завоевания», и такие А., к-рые прикрываются фикциями «протектората», «аренды» и т. п. Во-вторых, оно основывается прежде всего на том, что А. есть одна из форм национального гнета.

«В понятие А., — писал Ленин в 1916, — входят обычно: 1) понятие насилия (насильственное присоединение); 2) понятие чуженационального гнета (присоединение чужой области и т. п.), иногда 3) понятие нарушения статус кво. Спрашивается, могут ли быть с. — д. вообще против насилия? Ясно, что нет. Значит, мы не потому против аннексий, что они суть насилие, а почему-то другому.

Точно так же не могут быть с. — д. й за статус кво. Как ни вертитесь, вы не минуете вывода: аннексия есть нарушение самоопределения нации, есть установление границ государства вопреки воле населения» (Собрание сочинений, том XIX, страница 188).

См. Империализм.

АН НЕЛ ИДЫ, Annelides, лат. название кольчецов или кольчатых червей (см.).

АННЕНКОВ, Иван Александрович (1801—78), декабрист. Кавалергардский поручик, член Северного Тайного об-ва. Верховным судом отнесен ко 2 разряду и сослан в каторгу; в 1836 вышел на поселение. Известен более всего своей романтической женитьбой на Паулине Гебль (дочери франц. эмигранта), которая исходатайствовала разрешение выйти замуж за ссыльно-каторжного. См. «Записки жены декабриста П. Е.

Анненковой», изд. «Прометей».

АННЕНКОВ, Михаил Николаевич (1835—99), генерал, участник франко-прусской войны 1870 и экспедиции Скобелева против туркмен; строил ж. д. от Каспийского м. из м-ка Кизил-Арвата; в 1883 продолжил Закаспийскую ж. д. до Самарканда; за злоупотребления при постройке уволен в административном порядке от службы.

АННЕНКОВ, Николай Иванович (1819—89), ботаник, состоял директором Москов. земледельч. школы, а затем Уманского училища садоводства и Царицына сада в Софиевке. Автор «Flora Mosquensis» (первый гербарий, изданный в России) и ряда работ по флоре Москов. губ. Наибольшей известностью пользуется его «Ботанический словарь» (М., 1859, второе изд. 1878), единственный в своем роде труд, дающий параллельные названия растений на лат., рус., франц., нем., англ. яз. и на языках и наречиях различных народов, населяющих нынешний СССР; кроме того, здесь же собраны данные об употреблении и принятых названиях растений в медицине, фармации, технике; даны также бытовые названия растений и названия их у древних авторов.

АННЕНКОВ, Павел Васильевич (1812—87), писатель, известный, гл. обр., как автор ценных мемуаров и пушкинист. А. — типичный представитель дворянской культуры, выросшей на почве крепостного труда. Образованный, начитанный помещик, А. много путешествовал по Европе, мечтал о переустройстве русской жизни согласно требо-