Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 04. Атоллы - Барщина (1926)-1.pdf/88

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

на бывшие ее владения в А. Нек-рые из государственных деятелей Англии относятся сочувственно к идее возвращения Германии нек-рых ее африканских колоний, именно в области Того и Камеруна. Очевидно Англия не прочь вбить немецкий клин в территорию послеверсальской колониальной империи Франции в Африке, чтобы с помощью Германии связать Францию не только на европейском, но и на африканском континенте.

Кроме Англии, Франции и выступающей пока лишь с настойчивыми требованиями Германии, наступательную политику в А. ведет Испания, к-рая уже пять лет ведет войну с республикой риффов, а в 1925 заключила военный союз с Францией, с целью сломить сопротивление их вождя, Абд-эльКрима. По заявлению испанского диктатора генерала Примо де Ривера, Марокко ни в данный момент, ни в будущем не в состоянии оплатить все денежные жертвы, к-рых потребует удержание области в подчинении; значит, и с «экономической точки зрения» Марокко Испании не нужно.

Он дал понять, что только-де «международные обязательства» заставляют Испанию держаться за сохранение своего господства в узкой прибрежной полосе, оставшейся в руках испанских войск. Очевидно, Примо де Ривера намекал на обязательства, возложенные на Испанию Англией в интересах охраны подступов к Танжеру, а стало быть, и к Гибралтару.

На африканском континенте завязываются узлы будущих столкновений между Испанией, Францией, Англией, — к-рая с тревогой следит за продвижением Франции к Танжеру, за проектами транс-сахарского пути и т. д., — наконец, Италией. Франц. империалистов крайне беспокоят итал. колониальные проекты. Итал. националистическая пресса открыто объявляет Тунис итал. областью и требует передачи Италии этой франц. колонии, указывая на громадные жертвы, понесенные страной в интересах победы союзников и на «ничтожную» награду, полученную за них Италией. В последнее время, в связи с франц. планами территориального расширения франц. колониальной империи за счет испан. зоны в Марокко, требования соответствующих компенсаций для Италии в Тунисе становятся особенно настойчивыми. Франц. колониальная пресса, в частности «Afrique Fran$aise», посвящает ряд статей «бессмысленным мечтаниям» итальянцев, их интригам в Тунисе.

Кроме того, итальянцы заявляют претензии, в интересах «округления» Триполи, на передачу им Тибести и Борку, к Ю. от Триполи, на франц. Джибути на Сомалийском берегу и на увеличение их колонии Бенадир на реке Юба.

М. Павлович.

Значение А. в системе мирового империализма. С тех пор, как Средиземное м. перестало быть центром мировой культуры или культуры того средиземного круга, к-рый Европа считала мировым, — стало падать и то значение А., какое имела северная ее часть в древнейшие времена, когда Греция, Палестина, Сирия испытывали на себе все возраставшее воздействиеегипетской культуры, а также и в последующую эпоху, когда Египет был одним из центров эллинской культуры или, наконец, когда северная А. стала проводником влияния арабского Востока на Европу. По несмотря на упадок значения А. с того момента, как центр мирового развития переместился к Атлантическому океану, отношения Европы с А. не прерываются. В основу новых отношений ложатся два фактора: борьба с арабами, захватившими, опираясь на африканское побережье, Испанию, переходит, после объединения Испании, обратно на побережье А.; одновременно — перерыв торговых сношений с Востоком, вследствие захвата Константинополя турками, принуждает европейцев искать нового пути на Восток вокруг А. Это приводит к созданию опорных пунктов на зап. и юж. побережьях А. Борьба франц. и англ. торгового капитала, в которой наполеоновские войны представляют только эпизод, — перебрасывается на африканскую территорию. Наполеон ищет пути в Индию через Египет. Впервые в современной истории европейская капиталистическая держава становится твердой ногой на африканской территории: этим открывается новый этап исторического развития — начало внедрения в А. европейского капитализма.

Его дальнейшие стадии отмечены колониальной экспансией Франции на сев. побережья А., образованием бурских республик на юге А. Прорытие Суэцкого канала ведет к захвату Египта Англией. Британский империализм не может оставить в чужих руках главные свои связи с Индией. Средиземное м. становится снова мировым морем, ибо оно соединяет, а не разъединяет Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Гибралтар, Мальта, Суэц, Аден — вот стратегическая линия, определяющая стратегическое значение африканского вопроса для Англии.

Линию эту перерезает линия Бисерта — Тулон. Развитие подводных лодок, увеличение их размеров, возможность переброски значительной части черных войск, вербуемых Францией в ее африканских колониях, — все это увеличивает в громадных размерах опасности для главной стратегической артерии Великобритании: она принуждена искать соглашения с Францией. Но дабы не попасть в чересчур большую зависимость от нее, Англии приходится поощрять колониальные аппетиты Италии, и Испании  — и тем самым обострять опасность мировых столкновений на почве африканского вопроса. Борьба за охват африканского материка англ. «железно-дорожным крестом» кончилась победой Англии. Но не исключена возможность и того, что, отбив ряд атак, направленных против прокладываемого от Капа к Каиру пути, Англия окажется перед новыми опасностями, к-рыми грозит ей все настойчивее развивающееся внедрение Соед.

Шт. Сев. Ам. в африканский континент через Либерию. Слабость Бельгии и Португалии, как колониальных центрально-африканских держав, создает возможность новых переделов А. и тем самым создает новую угрозу для европейского мира.

Внедрение капиталистических держав в А. диктовалось только в нек-рых пунктах