Страница:БСЭ-1 Том 05. Барыкова - Бессалько (1927)-2.pdf/40

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ный ценз в размере от 13 до 150 гульденов платимых налогов, и объявило Б. парламентской монархией.

Отделение Б. от Голландии, явившееся ударом по решениям великих держав, не вызвало вооруженного вмешательства с их стороны вследствие отсутствия единодушия между ними. Франция, надеявшаяся на присоединение Б., связывала своей позицией Англию; Россия была занята польским восстанием. В результате этого борьба великих держав свелась к тому, кто должен занять бельгийский престол.

Кандидатура герцога Немурского, второго сына франц. короля Луи Филиппа, получившего большинство голосов на национальном бельг. конгрессе, встретила решительное сопротивление Англии, благодаря чему, в конце-концов, престол занял нем. князь Леопольд Саксен-Кобургский, родственник англ. королевы. Труднее обстояло дело с улажением счетов между Б. и Голландией и установлением международного положения Б. На основании ряда международных решений и договоров, против к-рых Голландия пыталась выступить, опираясь на силу оружия, установлена была доля участия Б. в уплате нидерландского государственного долга (Б. выплачивала 5 милл. флор, в год). Урегулированы были споры, касавшиеся границ и положения судоходства на Шельде. Одновременно великие державы (Англия, Франция, Австрия и Пруссия) навязали Б. обязательство оставаться нейтральной в случае войны. Нарушение нейтралитета Б. одной из великих держав давало всем другим право вмешательства в войну.

Борьба промышленной буржуазии с мелкой. История Б. после объявления ее независимости является историей непрерывного и быстрого развития капитализма и вызванных им к жизни классовых противоречий. Развитие угольной и металлургической промышленности сделало Б. одной из самых промышл. стран в Европе.

При 71/г милл. населения участие ее в мировой торговле было значительнее довоенного участия царской России; на ее долю приходилось 6—7% в мировой торговле. Вся политич. история Б. до 1885, внешне заполненная борьбой клерикализма с либерализмом, на деле является историей борьбы развивающейся промышленной буржуазии, представленной либеральной партией, с мелкой буржуазией, возглавлявшейся католической партией и тянувшей за собой значительную часть пролетариата.

Только с 1885, с момента возникновения рабочей партии и начала бурной массовой революционной борьбы бельг. пролетариата, крупная буржуазия постепенно стала переходить в лагерь клерикалов, являвшийся оплотом капиталистической реакции, а либерализм, как массовая сила, сошел на-нет.

Поэтому основным вопросом бельг. истории этого времени является вопрос о том, каким образом в стране, переживавшей такое бурное индустриальное развитие, именно клерикализм мог стать огромной политической силой. Источники авторитета церкви коренятся в прошлом, в 17—18 вв., когда, вэпоху общественного застоя Б., католическое духовенство, католические монастыри (в конце 18 в. в Б. было 779 монастырей с 12 тыс. монахов) сосредоточивали в своих руках все школьное дело страны и руководили всеми благотворительными обществами.

Католическая проповедь была единственным утешением народных масс. В течение полувека с лишним капиталистического развития бельг. буржуазия не только не сумела поднять благосостояние народных масс и приобщить их к современной культуре, но, напротив, способствовала усилению зависимости их от клерикальной реакции. В 1866 число монастырей возросло до 1.314 с 18 тыс. монахов. Именно в этом году Маркс писал о Б., что она представляет собой «рай континентального либерализма, в котором нет и следа охраны труда; даже в шахтах и рудниках капитал безвозбранно эксплоатирует рабочих без различия пола и возраста». Анкета о положении рабочего класса, проведенная в 1848, дает картину такой эксплоатации, к-рая в Англии существовала только в самом начале 19 в. Еще в 1860  — х гг. бастующие рабочие, на основании §§ 415—416 франц. угол, кодекса, подвергались суровым карам. После всеобщей забастовки ткачей в гентском промышленном районе (1857) 25 рабочих было посажено на три месяца в тюрьму, а председатель и заместитель председателя «Братского общества ткачей» подверглись двухлетнему тюремному заключению за то, что обратились к ткачам Рубэ с призывом о денежной помощи. Потребовались годы борьбы, пока в 1866 бельг. буржуазия в принципе признала свободу забастовок, довольствуясь тяжелыми наказаниями за применение забастовщиками насилия. Нет ничего удивительного, что разоряемые ростом капитализма мелкобуржуазные и рабочие массы предпочитали либеральному толкованию свободы, как свободы эксплоатации, клерикальное толкование ее, как независимости церкви от государства.

До 1847 Б. управлялась получиновничьим правительством из представителей обеих буржуазных партий. В порядке дня стоял целый ряд таких объединявших всю буржуазию вопросов, как постройка железных дорог, заключение торговых договоров, создание армии. В 1847 к власти пришли либералы, остававшиеся у кормила правления до 1853. Либеральное правительство провело сначала ряд мер, к-рые должны были гарантировать буржуазию от революции, поднявшей голову во Франции. Оно организовало помощь безработным и увеличило вооруженную силу для подавления революции. Одновременно, понизив избирательный ценз до 20фл., оно увеличило число городских избирателей наполовину, деревенских же только на одну треть. Оно понизило ж. — д. и почтовые тарифы для облегчения товарооборота и пыталось в средней и высшей школе, поставлявшей ему чиновников и техников, вытеснить или хотя бы ослабить влияние клерикалов. Но возросшие расходы на школу правительство стремилось переложить на рабочие и мелкобуржуазные массы путем увеличения косвенных налогов, что в результате привело к его падению. После короткого