Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 07. Больница - Буковина (1927)-1.pdf/159

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Помещенная на предыдущей странице картодиаграмма дает представление об экономич. значительности отдельных районов Б. (плоскогорье и примыкающая к нему береговая полоса разделены на два района, отмеченные цифрами I и IV; район Амазонки отмечен цифрой II, внутренняя область Параны-Парагвая  — 111).

Сельское хозяйство. — Угодья.

По главным группам угодий площадь Б. распределяется следующим образом: обработанной земли  — 5.094 тыс. га, что составляет лишь 0, 6% всей площади страны; лесами занято 500 милл. га, или 58, 8% всей площади; наконец, свыше 40% занято степями, кустарниковыми зарослями и землями, характер к-рых не вполне выяснен. — Лесное хозяйство. Лес является главным, а в бассейне Амазонки исключительным природным богатством Б. Леса Амазонки (сельвасы) представляют обширнейший в мире массив тропических лесов.

В них растут ценнейшие породы поделочного дерева — красного, эбенового и др. Необычайная густота леса не дает деревьям расти вширь, количество древесины на га раза в 2г/2 меньше, чем в хорошем сосновом лесу. Вывоз дерева ничтожен и не соответствует огромности запасов. Главные причины — дороговизна доставки леса на мировой рынок и преобладание твердых пород, мало применяемых для сооружений. Главным предметом вывоза из лесов Амазонки является каучук. Добывается он, преимущественно, из дерева Hevea brasiliensis.

Оно растет среди других пород в затопляемых во время разлива лесах жаркого пояса, и в дождливый сезон (ноябрь — май) сбор каучука становится невозможным. Условия добычи и бездорожье сделали для каучука Б. трудной борьбу с плантационным каучуком Ост-Индии. Сперва добыча росла с огромной быстротой: в 1825 было добыто 30 т сырого каучука, в 1900—27 т. т, в 1912  — в связи с огромным спросом на каучук для велосипедов и автомобилей  — 43 т. т (вывоз каучука по ценности уступал в Б. только кофе). Манауж на Амазонке (главный внутренний центр по заготовке каучука) и Пара (вывозной морской порт) стали быстро разрастаться. Но затем началась непосильная борьба за рынок с остиндским каучуком. Цены стремительно пали, вывоз с 16 милл. ф. ст. упал до 1, 3 милл. в 1922. Нек-рое поднятие цен на мировом рынке снова оживило каучуковую промышленность Б. — в 1924 вывезено почти на 2 милл. ф. ст., в 1925  — на 5 милл. слишком.

В восточных частях бассейна Амазонки появляются плантации каучука. Бразильский каучук (так наз. пара-каучук) продолжает цениться на мировом рынке, как лучший.

Кроме каучука, из лесов Амазонки вывозятся «американские орехи» на 600—700 т. ф. стерл. в год, древесный воск, доставляемый одним видом пальмы, различные смолы, дубильные вещества, цветное дерево. — Помимо сельвасов, Б. имеет еще длинную полосу леса в береговой полосе от мыса С. — Роке (5° ю. ш.) до Рио-Гранде на протяжении 2.750 км, шириной от 50 до 300 км, и хвойные леса на Ю.-В. штата Парана.Прибрежные леса широко используются, благодаря близости к большим населенным центрам (строевой и поделочный лес, дрова и т. п.). Леса штата Парана почти сплошь состоят из высокоствольных сосен (от 25 до 40 м в вышину, 1х/2—2 л в диаметре) и дают до 40% леса, вывозимого из Б.

Лес вывозится через порт Паранагва, соединенный ж. д. с внутренним лесным массивом, и 9/10 леса направляются в Аргентину и Уругвай. Дрова, помимо домового потребления, идут на топку паровозов на внутренних линиях и пароходов: своего угля почти нет, привозной дорог. В области хвойных лесов Параны растет в диком состоянии и дерево, дающее парагвайский чай, или мате («Jerba mate», «трава мате», деревцо в 6—7 м высоты). Из 100 тыс. m мате, собираемых в южной Б., сев. Парагвае и сев . — вост. Аргентине, 65 т. приходятся на штат Парана; есть и плантации мате. В самой Б. мате потребляют в очень большом количестве только в бассейне Ла Платы.

В 1924 вывезено мате 78, 7 тыс. кв, в 1925—86. 5 тыс. кв. Стоимость вывоза всех лесных продуктов, вместе с каучуком и мате, достигает всего 5—8 милл. ф. ст. в год, — ничтожная сумма для страны с громадными лесными богатствами, в 10—12 раз меньше той, что дает вывоз кофе.

Плантационное хозяйство.

Б. не является страной только одной какой-нибудь культуры, но культура кофе дает ей больше, чем все остальные, вместе взятые. Ок. 272 милл. га (в 1926—2.480 т.), засаженных кофейными деревьями, дают Б. возможность расплачиваться по тяжелым долговым обязательствам и делать необходимые закупки для индустриализации страны. Кофейная область лучше всей остальной страны обеспечена транспортом. Собственники кофейных плантаций — аристократия Б. Отдельные крупные плантации (fazendas) занимают площадь до 10 т. га и более, с 5 и более милл. деревьев, имеют собственные линии ж. д., целые армии рабочих (до 5 т. чел.), большие стада мясного и молочного скота (до 3 т. голов) и поля, чтобы снабжать рабочих и служащих питанием. Крупный рост кофейной промышленности начался лишь в конце 19 в. В 1889 в Б. собиралось 4 милл. мешков кофе (стандартный мешок кофе в Б. имеет 60 кг). За десятилетие 1895—1905 сбор поднялся до 8 милл. мешков. В 1917 был собран рекордный урожай в 18 милл. мешков. Опустошительный мороз в июне 1918 на несколько лет снизил сбор до 10 милл. мешков, т. е. до 6 милл. кв. В 1922/23 было собрано 11, 4 милл. кв, в 1924/25—8, 7 милл., в 1925/26—8. 5 милл. Б. принадлежит около 2/3 мирового сбора кофе; следующая за ней по сбору кофе — Колумбия собирает в 7—8 раз меньше Б. Картодиаграмму распределения гл. районов производства кофе в Б. см. на ст. 295. Кофе разводится во всех штатах восточной полосы Б., но долговременный опыт убедил плантаторов, что наилучшей в Б. (и, вероятно, в мире) областью для кофе является ограниченная площадь, занимающая север штата С. — Паулу и юг штата Минаж, на которую, вместе с приморскими 10*