Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 08. Буковые - Варле (1927).pdf/147

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

виде в большевистском заграничном журн.

«Коммунист». В 1915 Б. с паспортом Долголевского через Францию и Англию, с кратковремен. задержкой англ. полицией в Ныо-Кастле, перебирается в Швецию.

В Швеции Б. завязывает связи с «молодыми», позднее левыми циммервальдистами, группировавшимися вокруг Хеглунда (тогдашней революционной манеры), сотрудничает в их органе «Stormklockan». Участвует на полулегальном съезде «молодых» в Стокгольме, созванном в связи с опасностью вступления Швеции в войну (лето 1916). Шведские власти арестовывают Б.

(одновременно с Хеглундом) за антимилитаристскую пропаганду, как «агента Ленина», собиравшегося якобы «взрывать мосты», «бросать бомбы» и пр. После полуторамесячного сидения и принудительных работ в стокгольмской тюрьме, Б. высылается в Норвегию, где пишет ряд статей в органе «молодых» «Klassekampen».

К скандинавскому периоду относятся теоретические разногласия Б. с Лениным по национальному вопросу и по вопросу о государстве (об этом ниже). После того, как работа Б. «К теории империалистического государства» не была помещена в большевистском сборн. «Социал-Демократ», издававшемся в Швейцарии, Б. развил тему этой работы в ряде статей в тогдашних радикально-социалистических органах: в голландской «De Tribune», в норвежской «Klassekampen», в бременском журн. «Arbeiter Politik», в журн. «Jugendinternationale» и впоследствии в нью-йоркском «Новом Мире».

Перебравшись из Норвегии в Данию, Б. через два месяца едет в октябре 1916 нелегально в Америку.

В Нью-Йорке Б. редактирует газету «Новый Мир», к-рая с его приездом занимает революционную интернационалистскую позицию. Б. поддерживает связи с Владимиром Ильичем. Совершает агитационное «турнэ» по городам Соед. Штатов; в процессе формирования лево-циммервальдского крыла американского социалистического движения, Б. ведет борьбу с тогдашней позицией Троцкого. В «американский» период из Б. выработался зрелый оратор и агитатор. При первых известиях о Февральской революции, Б. через Японию возвращается, после почти 6  — летней эмиграции, в Россию.

(По дороге, м. пр., Б. был арестован меньшевиками в Челябинске за агитацию среди солдат). По приезде Б. обосновывается в Москве. Он избирается в Исполком Моск.

Совета и в Московский к-тет большевиков.

Редактирует «Социал-Демократ» и теоретич. орган «Спартак». На 6 съезде партии избирается в члены ЦК, членом коего состоит до сих пор. Б. участвует в Государственном и Демократическом совещаниях (одновременно выступая на общепрофсоюзном собрании за всеобщую стачку во время Госуд. Совещания). Является автором декрета № 1 Моск. Совета Р. и С. Д., состоит членом Московской городской думы. Б., вообще игравший в тот период политически руководящую роль в Московской организации, ведет ожесточенную борьбу с меньшевиками и эсерами, играет большую роль в про  — 274

тивокорниловской кампании в предоктябрьский период, решительно выступает против колебательных тенденций (по вопросу о восстании и захвате власти) внутри партии, ведет интенсивную борьбу за их преодоление. Он состоит в ядре руководивших подготовкой восстания большевиков. Редактирует орган восстания «Известия Моск. Военно-Революц. К-та». Перед разгоном Учредительного собрания произносит в нем от имени фракции большевиков большую декларативную речь. С конца дек. 1917 редактирует ЦО партии  — «Правду» вплоть до обострения разногласий в партии по вопросу о заключении сепаратного мира с империалистской Германией. Выступая противником заключения мира и позиции Ленина, Б. возглавляет группу т. н. «левых коммунистов» и состоит одним из редакторов газ.

«Коммунист». Этот брестский этап своей политической деятельности Б. впоследствии открыто признавал крупнейшей политической ошибкой. После восстания левых эсеров в 1918 Б. снова возвращается к работе в «Правде», будучи одновременно активнейшим работником ЦК.

На протяжении 1917—18 гг., а также и позже, Б. неоднократно бывал за границей по поручению партии и Коминтерна.

В 1918, в Германии, Б. знакомится с Карлом Либкнехтом, заводит связи с группой «Спартак», устанавливает идейный контакт между большевиками и спартаковцами, будучи проводником влияния РКП на формирующееся большевистское течение в Германии. За несколько дней до начала ноябрьской революции Б. высылается вместе с нашим посольством. По дороге в Советскую Россию, он получает поручение от нашей партии участвовать в делегации на Германском Съезде Советов, образовавшихся уже в Германии в результате революции. Однако, по распоряжению ген. Гофмана, Б. вместе с другими членами делегации (Мархлевским, Радеком, Раковским) задерживается в дороге и попадает в руки разъяренного нем. офицерства, к-рое окружает «большевистский вагон» пулеметами и явно провоцирует расправу. Делегации удается сагитировать и «взбунтовать» сопровождающих ее немецких солдат против начальства. (В Германию делегация, как известно, все же не была пропущена немецким «социалистическим» правительством).

В 1922 Б. был делегатом на т. н. Конференции трех Интернационалов в Берлине.

В 1923 ездил в Норвегию, где вел борьбу с группой Транмеля.

В работах Коммунистического Интернационала Б. с самого начала его существования принимает руководящее участие. Б. участвует в подготовке созыва и работах 1  — го Съезда, входит в состав советской делегации, избирается в Исполнительный Комитет, куда переизбирается на всех последующих конгрессах. На 2-м Конгрессе Коминтерна Бухарин выступает с докладом о парламентаризме, обосновывая принципиальную позицию коммунистов против позиции с. — д-тии, попутно выступая против «антипарламентаристских тенденций» в среде сторонников К. И. На 3-м Конгрессе Б.