Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 08. Буковые - Варле (1927).pdf/15

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

называли теперь Буланже, чрезвычайно обострили франко-германские отношения.

Одно время новая франко-прусская война казалась неизбежной. Опасность войны вызвала новый взрыв патриотических чувств, способствовавший усилению популярности Б., на к-рого смотрели теперь как на единственного спасителя от нем. нашествия. Однако, поведение честолюбивого генерала внушало серьезные опасения умеренным республиканцам, к-рые вскоре постарались от него отделаться: Б. не был включен в новый кабинет Рувье (с мая 1887), — его назначили командиром одного из армейских корпусов, расположенного в Клермон-Ферране.

Эта почетная ссылка и последовавшая за нею отставка за самовольную отлучку создали Б. незаслуженный ореол человека, пострадавшего за верность республике. С этого времени, продолжая пользоваться энергичной поддержкой радикалов, Б. входит в тайные сношения с бонапартистами, к-рые выдвигают его кандидатуру в палату, при поддержке орлеанистов и клерикалов, также возлагавших немало надежд на опального генерала. Вокруг имени Б. сплотились все недовольные режимом умеренных республиканцев элементы, начиная от крупных землевладельцев и до нек-рых слоев пролетариата, еще не осознавших своих классовых интересов и, вместе с мелкой буржуазией, готовых поддержать бравого генерала, к-рый разогнал бы подкупных парламентариев и вернул бы Франции почетное место среди европейских держав, ее цветущую промышленность и сел. х-во. Будучи в значительной мере демократическим движением по своему социальному составу, буланжизм послужил удобным прикрытием для монархической реакции. Буланжисты образовали национальную партию, тайно субсидировавшуюся гр. Шамбором (см.), герцогиней Юзес и др. монархистами.

Будучи избран в палату, Б. выступил с программой, магическая сила к-рой заключалась в том, что, по своей крайней общности, она могла удовлетворить как радикалов, так и консерваторов (монархистов). Она исчерпывалась словами: роспуск (палаты), пересмотр (конституции), Учредительное собрание (июнь 1888). В то время, как радикалы мечтали добиться при таком пересмотре упразднения сената и президентства, монархисты надеялись на реставрацию или, по крайне мере, на создание еще более сильной, независимой от палаты президентской власти, что облегчило бы переход от республики к монархии. Предложение Б. о пересмотре конституции было отвергнуто. При тогдашнем соотношении сил в палате, добиться осуществления его программы можно было лишь путем государственного переворота, героем которого должен был стать Б. Чтобы подготовить почву для захвата власти, буланжисты организовали нечто вроде плебисцита: пользуясь законом о множественных кандидатурах, они выставляли Б. одновременно в нескольких местах. Своими успехами Б. был в немалой степени обязан католическому духовенству, к-рое, получив успокоительные заверения насчет примирительной политикибудущего диктатора в отношении церкви, приняло деятельное участие в буланжистекой агитации. Настоящим триумфом Б. было избрание его по списку департамента Сены (январь 1889). В Париже произошли шумные манифестации в его честь. В этот критический момент, когда друзья Б. ждали от него государственного переворота, Б. отступил. Буланжистская опасность заставила сплотиться все течения республиканской партии. Правительство вышло из состояния паралича, в котором оно пребывало все время буланжистской агитации, и решило провести через палату предание Б. суду сената по обвинению в заговоре против безопасности государства. Не дожидаясь приговора, Б. бежал в Брюссель.

Позорное бегство вождя и разоблачение его сношений с монархистами, сделанное на суде над его сторонниками, развенчали Буланже в глазах широких масс. Пестрая коалиция недовольных, сплотившаяся вокруг имени Буланже, распалась; движение быстро пошло на убыль: новые общие выборы дали буланжистам всего 38 мест. Вскоре буланжистская партия распалась совсем, а ее лидер, всеми оставленный, покончил самоубийством (1891).

Крушение буланжизма доказало бессилие монархистов, укрепило позицию умеренных республиканцев за счет радикалов и вскрыло всю слабость социалистических партий, к-рые не сумели овладеть движением. В то же время буланжизм внес немалую дезорганизацию в ряды социалистов: часть бланкистов и «независимых» пошла за Б., надеясь использовать буланжизм в интересах социалистического движения. На деле же эти наивные социалисты, как и радикалы, оказались на поводу у клерикально-монархической реакции. Ге диеты (см.) заняли в отношении Б. правильную позицию; считая, что именно «бессилие и преступление» умеренных республиканцев скомпрометировали республику и поставили ее под удары заговорщиков-монархистов, они в то же время резко отмежевывались от буланжизма. «Мы должны не скатываться от Ферри к Буланже, — говорилось в избирательном манифесте рабочей партии, — а пригвоздить их обоих к позорному столбу». Но в конце 80  — х гг. рабочая партия была еще слишком слаба, чтобы направить стихийное недовольство рабочих масс в русло революционной борьбы. Опыт буланжизма не пропал даром для французского пролетариата: с 90  — х гг. в стране начался заметный подъем рабочего и социалистического движения.

Лит.: Инсаров, Современная Франция, СПБ, 1900; Сеньобос, Ш., Политическая история современной Европы, т. I, М., 1922; Гуч, Г. П., История современной Европы, М. — Л., 1925; Кареев, Н. И., История Западной Европы в новое время, т. VJ, СПБ, 19 09; Д е рюжинский, В. Ф., Из истории политической свободы в Англии и Франции, СПБ, 1906; Lavisse, Histoire de la France contemporaine, t. VIII, P., 1919; J. Labusquidre, La Troisidme R6publique («Histoire Socialiste», t. XII), P., s. a.;F. Roepke, Von Gambetta bis Clemenceau, Stuttgart, 1922; M e r in e i x, Les Coulisses du Boulangisme, P., 1890.

H. Л.

БУЛАТ, Андрей Андреевич (p. 1873), трудовик, видный деятель литовского автономистского движения, член 2-й и 3-й Государств. думы. Как присяжный поверенный