Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 08. Буковые - Варле (1927).pdf/197

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

сок на растениях (опыт) и затем перерабатывающей его в мед своими силами (разум). Наука, в понимании Б., заключается «в применении рационального метода к данным, доставляемым внешними чувствами» (К. Маркс). Истинная индукция, которую следует отличать, по мысли Б., от общераспространенной индукции через перечисление (inductio per enumerationem), должна постепенно переходить от наблюдаемых фактов к научным положениям небольшой общности, затем к положениям все более и более общим и, наконец, к высшим теоремам; при этом истинная индукция должна учесть противоречащие случаи — отрицательные инстанции (instantiae negativae), и случаи решающего значения  — благоприятствующие инстанции (instantiae praerogativae). Не следует думать, что Б. совершенно не оставил места дедукции: индукция, по его мысли, является методом исследования природы; с ней должна сочетаться дедукция, как метод практического приложения полученных результатов. Разрушающая часть философии Б.

(pars destructiva) направлена против дедукции, а также и индукции через простое перечисление, как методов словесного построения, чуждого опытному знанию. При этом особая заслуга Б. состоит в том, что он выдвинул на первое место значение методически поставленного эксперимента (experientia quaesita). Своим учением об индукции и эксперименте Б. наметил путь, по которому пошла европейская наука.

Вместе с тем, он положил начало материалистической философии нового времени. Отвергая отвлеченную, косную, лишенную всех свойств материю, Б. принимает материю реальную, конкретную и деятельную; в то же время ему чужд тот взгляд, что первичной материи с самого начала присущи все свойства, встречаемые в более сложных образованиях; наряду с категорией количества, внимание Б. привлекает и категория качества, и им уже намечена проблема их взаимоотношения. Благодаря этим чертам, конкретное материалистическое мировоззрение Б. стоит ближе к современному диалектическому материализму, чем механический материализм Декарта и Гоббса. Источником познания Б. считает опыт, понимаемый объективно-материалистически; принимая движение за аттрибут материи, он не ограничивается только математическим и механическим его истолкованием, но, ставя проблему объяснения как физической, так и психической жизни чисто естественными причинами, выдвигает понятие материи конкретной и деятельной.

Как для учения о природе, так и для учения о человеке Б. принимает единый метод исследования; изучение устройства, движения и форм (законов) материи — такова, по его мысли, задача науки. Наряду с разработкой нового метода, Б. поставил себе целью дать систематический обзор человеческих знаний (globus intellectualis).

В основе его классификации наук лежит их разделение на историю (эмпирические сведения), поэзию и философию (наука в собственном смысле слова), сообразно основ 370

ным душевным «способностям»  — памяти, воображению и рассудку. Приводя историческое определение тройного объекта философии — бога, природы и человека, Б. исключает из задач научного исследования познание бога, считая предметом науки только природу и человека; что же касается религии, то она, по его мнению, основана на вере, которая тем похвальнее, чем более противоречит реальным вещам и разуму. Выступая на защиту науки от притязаний религии, борясь против религиозных предрассудков и суеверий, Б. субъективно не был атеистом, но объективно его учение было выступлением научно-философской мысли против религии и церкви.

Философия Б., созданная, как уже указывалось, в переходную эпоху, полна непоследовательностей и противоречий; многое в ней, с точки зрения нашего времени, является неправильным и устаревшим, но, вместе с тем, историческое значение Б. очень велико: поставив своей целью не создание философской системы, а указание правильного метода научного исследования, он блестяще выполнил свою задачу и справедливо считается основоположником индуктивной логики, европейской опытной науки и материалистической философии нового времени.

О Бэконе, как о предполагаемом авторе драм Шекспира, см. Шекспир.

Важнейшие сочинения Б. имеются в русском переводе  — «Собрание сочинений Бэкона», 2 тома, перевод П. Бибикова, СПБ, 1874.

Лит.: Деборин, А., Введение в философию диалектического материализма, М., 1924; его же, Франсис Бэкон, журн. «Под Знаменем Марксизма», № 4—5, 1926; Милонов, Бэкон (популярный очерк), «Новая Москва», М., 1924; Fr. Dannemann, Die Naturwissenschaft in ihrer Entwickelung, 4 B-de, Lpz., 1920  — «23; L. A. Feuerbach, Geschichte der neueren Philosophic von Bacon von Verulam bis Benedict Spinoza, Ansbach, 1833; Macaulay, ст. в «Edinb. Review», 1 837; Kuno Fischer, Francis Bacon, I Aufl., Lpz., 1856, 3 Aufl., 1904 (есть рус. перевод); W. Frost, Bacon und die Naturphilosophie, Munchen, 1927; L. V. Liebig, Uber Fr.

Bacon und die Methode der Naturforschung, Munchen, 1863 (есть русский перевод).

M. Дынник.

БЭК-РИВЕР, река на севере Канады,

иначе Большая Рыбья река (см.).

БЭЛЛОК (Bullock), Т. Л. (1845—1915), известный китаист. С 1869 по 1897 состоял на британской консульской службе в Китае, с 1899 по 1915 после проф. Легге занимал кафедру китайского яз. в Оксфордском ун-те. Гл. труд Б. — «Progressive Exercises in the Chinese Written Language».

БЭН (Bain), Александр (1818—1903), один из наиболее видных англ. психологов 19 века, давший в своих трудах наиболее систематическое и цельное изложение психологии т. н. английской школы. По своим воззрениям, Б., как и др. представители англ. психологии того времени, являлся сторонником эмпирического направления, т. е. он полагал, что проблемы психической жизни могут быть разрешены не метафизически, но опытно, путем наблюдения над течением психологических процессов и их законами. В связи с этим, Б. указывал на необходимость изучения физиологии нервных процессов, к-рое, по его мнению, может дать здоровую основу для научной психологии. По своим воззрениям