Страница:БСЭ-1 Том 08. Буковые - Варле (1927).pdf/39

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

обращения лишь как эпизод и в некотором смысле даже как извращение подлинных законов металлического денежного обращения, Маркс отвечает на вопрос так: «Бумажные знаки, на к-рых напечатаны их денежные названия, как, напр., 1 фунт стерлингов, 5 ф. стерлингов и т. д., бросаются в процесс обращения извне, государствам. Поскольку они действительно обращаются вместо одноименных сумм золота, они отражают в своем движении лин ь законы самого денежного обращения. Специфический закон обращения Б. д. может возникнуть лишь из отношения их к золоту, лишь из того, что они являются представителями последнего. И закон этот сводится просто к тому, что выпуск Б. д. должен быть ограничен тем их количеством, в коем действительно обращалось бы символически представленное ими золото (или серебро)». Маркс указывает далее, что количество обращающегося золота также подвержено изменениям, хотя для каждой страны может быть найден тот минимум золотого обращения, ниже к-рого оно не спускается. Б. д., замещающие золото в пределах этого минимума, не подвергаются обесценению, но когда этот минимум превзойден бумажным обращением, то «не говоря уже об опасности их общего дискредитирования, они теперь представляют в товарном мире лишь то количество золота, к-рое вообще может быть ими представлено, т. е. количество золота, определяемое имманентными законами товарного мира» («Капитал», т. I). На этом кончается исследование бумажно  — денежного обращения у Маркса. Хотя Марксу были известны факты б. или м. длительного существования бумажных систем и притом в условиях падения курса валюты [билеты банка Джона Ло (см.), континентальные деньги Северных Штатов Америки, ассигнаты Французской революции, ассигнационное обращение в России и Австрии], он специально не исследовал общих и специфических явлений денежного обращения и хозяйственной жизни, к-рые повторяются во всякой стране с падающей валютой. Т. к. деформация денежного обращения в период инфляции и сама инфляция, как длительное явление, не возникают имманентно из общих законов капиталистического производства в период его развития, то такое исследование уводило бы Маркса от основной линии его теоретического анализа.

Этим объясняется, что в своем анализе проблемы Б’ д. он не ставит вопроса об изменении золотого минимума обращения при падающей валюте, именно, под влиянием самого факта падения валюты. Между тем, огромный фактический материал из конкретной истории не просто бумажного обращения, а специально из истории падающих валют за два столетия, обеспечивает достаточную экспериментальную базу для выведения некоторых общих положений теории падающей валюты.

III. Теория падающей валюты.

Теория падающей валюты имеет своим объектом не столько причины общехозяйственного характера, приводящие к падениювалюты, сколько влияние, которое оказывает на хозяйственную жизнь и на денежное обращение самый факт начавшегося падения валюты. Исходным положением теории является утверждение Маркса, что ценность Б. д. определяется их количественным отношением к теоретическому золотому минимуму обращения. Основная задача состоит в определении этого минимума и в объяснении, на основе этого минимума, динамики золотого курса Б. д., покупательной способности их внутри страны, состояния вексельного курса, влияния разрыва золотых цен внутри страны с золотыми ценами на мировом рынке, а все это, в свою очередь, предполагает, кроме изучения емкости товарооборота, анализ последствий, к которым приводят прекращение накопления в бумажной валюте, сжатие функции денег, как средства платежа, ускорение оборота Б. д., частичная натурализация обмена, состояние торгового и расчетного баланса с др. странами и т. д. Для определения теоретического золотого минимума обращения необходимо исходить из следующей марксовой формулы, выведенной для золотого обращения, но приложимой также и к бумажно-денежному обращению: О бщая сумма средств обращения, при данной быстроте циркуляции средств обращения и платежа, равняется сумме подлежащих реализации товарных цен, плюс сумма подлежащих погашению платежей, минус взаимно уравновешивающиеся платежи, и, наконец, минус сумма, на которую одни и те же монеты выступают попеременно то как средство обращения, то как средство платежа. При изменении быстроты оборота вся сумма делится на коэффициент ускорения, принимая исходную быстроту оборота за единицу. Приведенная формула дает количественное определение тому, что Маркс называет «активным обращением». С добавлением к сумме резервов накопления получится полная формула не для активного только, а для всего обращения в широком смысле.

Насколько существенно меняются условия, определяющие золотой минимум обращения при падающей валюте, видно из анализа следую них положений: «При общем понижении товарные цен масса средств обращения может оставаться неизменной, если масса товаров увеличивается в том же самом отношении, в каком падает их цена, или если быстрота обращения денег уменьшается в том же самом отношении, как цены. Масса средств обращения может расти, если товарная масса растет или скорость обращения уменьшается быстрей, чем падают товарные цены. Вариации различных факторов могут взаимно компенсировать друг друга таким образом, что несмотря на их постоянную изменчивость, общая сумма товарных цен, подлежащих реализации, остается постоянной, а потому остается постоянной и обращающаяся масса денег» (<• Капитал», т. I). Заметим по этому поводу следующее: 1) При прогрессивно падающей валюте быстрота обращения денег вообще никогда не может падать, а либо остается прежняя (в самом начале падения), либо увеличивается. Самый вариант, по которому скорость обращения денег уменьшается, заключает в себе внутреннее противоречие для периода падающей валюты, и его нельзя мыслить даже теоретически. 2) Цены надо брать золотые, раз дело идет об определении золотого.