Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 08. Буковые - Варле (1927).pdf/415

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

бюрократическая машина действовала не лучше, чем в эпоху поздней империи: она явно разлагалась, и Теодориху постоянно приходилось прибегать для урегулирования политической жизни к элементарному приему личного вмешательства во все отрасли управления через своих дружинников, т. и. сайонов (sajones). Все элементы упадка римского общества были налицо и в романизированном государстве остготов. Самоуправство и насилия со стороны влиятельных земельных магнатов, казнокрадство и произвол бюрократии, частые восстания и волнения народных масс, постоянные отказы платить налоги и признавать власть правительства на местах, — все это, в связи с национальной и религиозной рознью между туземцами и готами, обусловило кратковременность существования В. к. остготов и его быстрое завоевание византийцами (в 50  — х годах 6 века).

Совсем на других (не римских, а германских) началах была построена организация королевств англо-саксов в Британии. Водворяясь здесь (на протяжении 5—6 веков) силой оружия, завоеватели массами изгоняли, истребляли или порабощали местное кельтское население, отбирали его земли и вводили на местах нового жительства свои герм. порядки. На первых порах вся внутренняя структура англо-саксонских В. к. очень тесно примыкала к структуре древнегерманского общества времени Тацита, т. к. англо-саксы более других герм. племен удержали в своей жизни черты старинного быта германцев. Сельские общинные распорядки, связанные с надельной системой и общим пользованием угодьями, отсутствие резкого социального расслоения среди массы свободного населения, наличие родовой знати (т. н. эрлов), влияние к-рой покоилось на более крупном землевладении и отношение к-рой к простым свободным (т. н. керлам) еще не были отношениями господства и подчинения, одинаковая возможность для свободных и знатных сажать на свои земли полусвободных и рабов — такова, в общих чертах, социальная структура раннего англо-саксонского общества в Британии. Политический строй отличался широким демократизмом и покоился на самодеятельности свободного населения, периодически сходившегося на окружные и племенные народные собрания. Действовавший совместно с «собранием мудрых», витенагемотом (преемником совета князей Тацитовской эпохи), король рассматривался просто как высшее должностное лицо в государстве (начальник войска и охранитель мира) и за его убийство платился вергельд, — правда, очень повышенный, по сравнению с вергельдом рядового свободного человека. С течением времени общественный строй англосаксов и весь правительственный аппарат значительно усложнились. Рост крупной земельной собственности привел к расслоению общества на знать и крестьян, при чем последние часто попадали в зависимость от первых. Соответственно этим изменениям, политический строй в значительной мере утерял свой прежний демократический характер. Королевская власть значительноусилилась, чему, между прочим, способствовали постоянные войны. Подчиненный теоретически витенагемоту, король фактически был гораздо сильнее последнего и энергично вмешивался во все отрасли управления. Обладая большим количеством земель, король «испомещал» ими служилую знать и рассылал по областям своих агентов, к-рые из личных слуг короля превратились в правительственных чиновников, — прежде всего, фискальных, собиравших судебные штрафы с населения. Со времени датских набегов король стал собирать прямой поземельный налог на военные нужды, т. н.

«датские деньги», и этот обильный источник дохода как нельзя более способствовал укреплению его власти. В общем, типичным для англо-саксоиских варварских королевств являлось наличие в них целой системы местного земского самоуправления — остатка старого демократического строя германцев  — и выросшего над этой системой центрального правительственного аппарата с его разветвлениями на местах, характеризуемого несложностью приемов и средств управления (см. Велгькобритания).

Третьим типом В. к. является королевство франков, организация к-рого, в нек-рых отношениях сходная с организацией англосаксонских королевств, имела и свои специфические особенности, отчасти объясняемые своеобразной историей франков, отчасти наличием сильной римской традиции. Франки еще в 4 в. осели па территории теперешней Бельгии, в качестве союзников Римской империи, и в медленном распространении к Ю. достигли (к концу 5 в.) берегов Соммы.

К половине 6 в. (при Хлодвиге и его сыновьях) В. к. франков разрослось в обширное государство, захватившее всю Галлию и часть Германии. Надо думать, что франки селились компактными массами на пустопорожних местах и совсем не трогали местного галло-римского населения, к-рое, т. о., сохранило в неприкосновенности свое имущество и весь старый уклад своей жизни.

Следовательно, франкское государство, в противоположность англо-саксонскому, было государством со смешанным населением и со смешанными (варварскими и римскими) распорядками, при чем, однако, римский элемент не получил в нем решительного преобладания, как у остготов. На этом смешении и покоилась вся внутренняя структура В. к. франков, в частности, его политическая организация. В обширном государстве со смешанным населением и пестрым (более простым у варваров и более сложным у туземцев) социальным бытом, государстве, к-рое разрослось путем завоевания, естественно, не могло уцелеть прямое народоправство старых герм. времен, характеризуемое подчинением короля власти народных собраний. Королевская власть, выросшая у франков в эпоху завоевательных войн, перестроилась по образцу власти римского императора, все права к-рого над римским населением Галлии она унаследовала, и уже не сдерживалась более народным собранием. Франкский король — не король волею избравшего его народа, а король «милостью божией», не обязанный кому-либо