Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 09. Варлен - Венглейн (1928)-2.pdf/127

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

сначала для того, чтобы откупаться от набегов датчан, а потом и на другие экстренные расходы государства. Т. о., у королевской власти была нефеодальная база для борьбы со стремившимся разложить эту власть феодализмом. Успеху этой борьбы содействовало то обстоятельство, что во второй половине 11 века на англ. престол сел завоеватель — герцог Нормандский (1066). Завоевание чрезвычайно усилило материальные ресурсы короны и позволило ей поставить феодализм в подчиненное положение.

Норманский период и позднее средневековье . — Короли Норманской и следовавшей за ней Анжуйской династий сохранили и усилили связь с рыцарством и верхними слоями крестьянства и опирались на них в борьбе с феодализмом. Но еще более широкую базу для укрепления королевской власти дало развитие торговли и промышленности, выдвинувшее новые общественные классы и новые материальные ресурсы. В этом отношении очень важна тесная связь, установившаяся у Англии с вотчиной завоевателей — Нормандией. Нормандия была страной оживленной торговли.

Уже в 10 в. у нее был деятельный обмен с Англией и Норвегией. В 11 веке она считалась богатейшей из областей Франции. Нормандцы, как и их скандинавские предки, были авантюристы, завоеватели и купцы. В Нормандии раньше, чем где бы то ни было, денежное хозяйство стало проникать вглубь поместной жизни и перестраивать ее на новый лад. За Нормандским герцогом явились в Англию не только сеньеры и рыцари, но и ремесленники и купцы. Во второй половине 12 века в руках Анжуйской династии сосредоточилось 2/3 Франции. Но больше всего торговое развитие Англии было связано с ростом торговли и промышленности во Фландрии. Рост Брюгге вызывал ответный рост Лондона. Фландрская шерстяная промышленность не могла обходиться без англ. шерсти. Вывоз шерсти из Англии быстро растет. Вывозные пошлины на шерсть делаются одним из главных источников королевских доходов. Англ. шерсть идет не только во Фландрию. В 13 в. в Англию ездят за шерстью нем., франц., испан., северно-итальянские купцы. Торгойавшие с Англией фландрские и франц. купцы образовали в 13 в. Лондонскую Ганзу, — объединение для вывоза шерсти. Англия торговала не только шерстью: кёльнские купцы вывозили из Англии олово. Знаменитая Немецкая Ганза в 14 в. открыла ряд контор в портовых городах Англии. Она ввозила на остров из Вост. Европы сырье — хлеб, рыбу, лес, меха, медь, из зап. Германии — металлические изделия, полотна. Из Англии Ганза вывозила шерсть, сукно, соль, олово, свинец. Ганза проникала и во внутреннюю торговлю, принимая участие в ярмарках, занимаясь розничной продажей. С середины 14 века англичане делают попытку взять организацию экспорта шерсти в свои руки.

Устраивается особая компания купцов «складочников». Вся торговля должна была итти через «склад», помещавшийся сначала в Брюгге, потом перенесенный в Англию и, наконец, утвердившийся в Кале. Этапопытка взять вывоз шерсти в англ. руки исходила от правительства, желавшего централизовать торговлю шерстью, чтобы интенсивнее использовать ее в целях фискальной и иностранной политики: приостановка вывоза шерсти, от к-рого зависело снабжение шерстяной промышленности Фландрии, а также и многих др. стран, была могучим орудием внешней политики в руках англ. королей. Но Англия стремится использовать свою шерсть не только для вывоза, но и для развития национальной промышленности. Шерстяная промышленность, рассчитанная на вывоз, берет свое начало еще от англо-саксонских времен. С норманским завоеванием в Англию явилось много фламандских текстильщиков. Эмиграция фламандцев в Англию повторяется несколько раз. Особенно значительных размеров достигла эмиграция в середине 14 века, в результате кризиса промышленности и социальной борьбы во Фландрии. В Англию явились крупные предприниматели, с большим числом обученных подмастерьев и рабочих.

Развитие собственной шерстяной индустрии вызывает в Англии борьбу с иностранным ввозом и стремление к завоеванию новых рынков. Англия нащупывает новые страны, еще не завоеванные фламандскими, итал., немец, и франц. сукнами. В 13 веке начинается экономический расцвет скандинавского севера, и продвигается нем. колонизация Заэльбья и балтийских берегов.

Уже в 13 в. англичане завязывают там торговые связи. В 14 в. они завоевывают своими сукнами рынки Тевтонского ордена и успешно конкурируют с Ганзой. Во второй половине 14 в. Англия вывезла шерсти вдвое меньше, чем в первой, но зато значительно увеличила вывоз сукна. Одновременно с этим англичане стремятся развить собственный торговый и военный флот. В 1369 был издан первый навигационный акт, предписывавший англ. купцам возить товары на англ. же кораблях. В конце 14 в. создается компания «купцов-авантюристов», занятых преимущественно прокладыванием новых путей для англ. суконного экспорта.

Англия проникает в Средиземное море, конкурирует с цветущей промышленностью итал. городов. Англ. сукно распространяется от берегов Балтийского моря до Италии.

Англ. торговля и промышленность, особенно торговля шерстью и сукном и суконная промышленность, идут в значительной мере мимо городов и организуются на более широкой, национальной основе. Во внутренней и внешней торговле важнейшая роль принадлежала ярмаркам. Из них трехнедельная ярмарка в Стурбридже близ Кембриджа имела европейское значение. Туда съезжались и ломбардские банкиры, и купцы из Венеции и Генуи, и ганзейцы, и испанцы, и французы со своими товарами. Сюда же стягивались со всей страны шерсть, железо, свинец, олово. Был ряд других ярмарок с местным значением. И промышленность в Англии не укладывалась в городские рамки. Прядение и тканье обычно производились кустарным путем в деревнях; в городах сукна лишь подвергались отделке. Даже когда суконная промышленность стала