Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 09. Варлен - Венглейн (1928)-2.pdf/129

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

мелких наделов (коттеры) несут незначительные рабочие повинности. Повинности были, большей частью, фиксированы обычаем. Вилланы были лично несвободны и не имели права уходить из манора без разрешения лорда. Господская земля обрабатывалась отчасти при помощи рабоч. повинностей держателей вилланских наделов, а отчасти руками живших на господском дворе дворовых рабочих; часть их была несвободна и происходила от прежних рабов или вербовалась из крепостных; но среди них был также известный процент наемных рабочих.

Крепостные и свободные держатели манора периодически собирались на манориальное собрание под председательством господского приказчика (манориальная курия).

Это была по преимуществу курия для крепостных. В ней разбирались земельные споры между крестьянами, совершались акты передачи крепостной земли; здесь же налагались взыскания на неисправных барщинников, на нарушителей порядка и т. д.

С 13 века манориальные курии стали вести подробные протоколы. Жизнь вырабатывала в каждом поместьи особые нормы обычного права, т. н. манориальный обычай.

Этим обычаем регулировались все отношения между лордом и крепостными. Для крепостных манориальная курия была единственной инстанцией, а манориальный обычай был единственной гарантией, охранявшей их земельные права от захватов лорда, а их фиксированные барщины и платежи от произвольных повышений: королевские суды не давали хода искам вилланов против их лордов. Но манориальный обычай не мог быть надежной охраной для вилланов: у них не было средств принудить лорда повиноваться решениям манориальной курии.

К тому же обычай оставлял довольно значительный простор произволу помещика.

Численное соотношение между свободными и крепостными держаниями сильно варьировало по местностям. Крепостное барщинное держание сильнее всего развилось в земледельческих местностях средней и юж.

Англии, слабее — на холмистом и скотоводческом С.-З. Северо-восточные графства, где сильны были датские элементы, отличаются значительной сохранностью свободного крестьянства. В целом для Англии характерно сильно развитое свободное держание (поанглийски «фригольд»), в основе своей представляющее дофеодальный, лишь незначительно захваченный поместной организацией элемент. Элементы свободы сохраняются и в положении крепостных вилланов.

Эта неполнота феодализации английской деревни объясняется в значительной мере тем, что хозяйство крупных владельцев не зависело всецело от подневольного труда.

Как среди крепостных, так и среди свободных крестьян наблюдается значительная земельная теснота. Уже во время норманского завоевания малоземельные (коттеры) составляли ок. 45% всего сельского населения. Значительн. часть крестьянства не могла прокормиться со своих наделов и принуждена была искать заработка на чужой земле — прежде всего на земле лорда.

Даже наиболее крепостные и барщинныепоместья не могли обойтись без наемного труда. Наряду с покоящейся на «внеэкономическом» принуждении эксплоатацией крепостного, рано развивается и эксплоатация малоземельного крестьянина на экономической основе — отделении, хотя бы и неполном, рабочего от средств производства. Другим моментом, не дававшим установиться чисто феодальным отношениям, было раннее проникновение в поместное хозяйство коммерческих мотивов. Правда, структура крепостного поместья была рассчитана прежде всего на удовлетворение надобностей большого потребительского хозяйства лорда. Но уже очень рано поместье начинает торговать  — прежде всего хлебом и шерстью. С ростом городов и торгового оборота мы все чаще встречаемся с продажей лордами излишков своего хозяйства; в торговле с. — х. продук тами принимают участие и крестьяне. Возникают местные рынки, которые через скупщиков начинают связываться между собой и с заграницей. И домениальное и крестьянское хозяйства все больше втягиваются в торговлю; это влечет за собой ряд важных перемен в строе поместья. Теперь лорд не связан больше необходимостью вести домениальное хозяйство, т. к. все необходимые ему продукты он может купить на рынке; для него деньги представляют теперь больший интерес, чем продукты сел. хозяйства или труд крепостных. Крестьянин, и прежде всего зажиточный крестьянин, может заменить свои повинности денежными платежами и тем избавить свое хозяйство от назойливого манориального контроля. Значительная часть лордов отказывается от неуклюжей и неудобной, требующей большого надзора, системы барщинных работ и заменяет их фиксированными денежными платежами крепостных. Эта замена называется коммутацией. Некоторые из таких лордов продолжают вести свое хозяйство при помощи наемных рабочих. Но по большей части хозяйственно неповоротливые феодалы, особенно большие сеньеры, не умеют приспособиться к новым условиям и предпочитают отказаться от домениального хозяйства и сдать домен со всем инвентарем в аренду целиком или по частям. Наконец, некоторые лорды и, в первую очередь, лучшие хозяева того времени — монастыри — сумели использовать манориальную систему для извлечения возможно большей выгоды из развития рынка. Они не только не шли на коммутацию, а, наоборот, усиливали, насколько возможно, барщину в своих манорах. Вследствие всего этого структура барского хозяйства в 13—14 вв. отличается крайней пестротой. Коммутация шла крайне неравномерно и в территориальном отношении. Скорее всего она шла там, где крепостное право и барщина развились всего слабее — в сев. и зап. графствах, особенно благоприятных для скотоводства. Англия давно вывозила шерсть. С 12 века шерсть делается самым важным предметом англ. вывоза, особенно с ростом шерстяного производства во Фландрии. В сев. и зап. районах овцеводство начинает все больше вытеснять земледелие и с ним старинные барщинные порядки;упорнее они держались в среднем и южном районах