Страница:БСЭ-1 Том 09. Варлен - Венглейн (1928)-2.pdf/147

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

по психологии, англ. «знать» крепко держится за феодальные титулы (очень щедро раздаваемые и покупаемые), цепко удерживает в своих руках и округляет земельные владения, ревниво охраняет старинные избирательные порядки, гарантировавшие ей главную роль в местном управлении и в парламенте. После 1688 виги стремятся удержать власть в руках родовой олигархии. Среди вигских министров мы видим все время представителей немногих фамилий  — Кавендишей, Росселей, Стенгопов, Пелгемов; изредка попадаются неродовитые люди, но это исключительные таланты, как Уолпол или Питт. Но торговая, промышленная и денежная буржуазия от этого не в накладе. Первая половина 18 в. — эпоха крепкого союза землевладельческой, торговой и финансовой буржуазии, объединившейся в партии вигов для эксплоатации Англии и империи. Ядро партии тори составила масса англ. дворянства, особенно мелкопоместное дворянство, к-рое не могло тягаться с «аристократией» и ее ставленниками в местном управлении и в парламенте и было, так. обр., оттеснено от государственного пирога, а также та часть дворянства, которая была меньше затронута капиталистическим перерождением сел. х-ва и сохраняла дореволюционную «кавалерскую» психологию («кавалерами» во время гражданской войны назывались сторонники короля) и привязанность к Стюартам; сюда же входила часть знати, лишившаяся доходов, которыми она пользовалась при дворе Стюартов. К этим слоям, примыкал о и англиканское духовенство, недовольное возвышением диссентеров, составлявших крупную силу среди буржуазии и в партии вигов, и нек-рые лишенные добычи и потому недовольные круги торгового и промышленного капитала. Тори не сочувствовали завоевательным планам, мечтали о реставрации Стюартов (если они откажутся от католичества) и обличали партийное господство и подкупность вигов.

Виги преобладали в парламентах и в королевском совете Вильгельма Ш (1689—1702); но сопротивление массы сельского дворянства новым военным планам короля привело к победе тори в конце его царствования. Преемница Вильгельма III, Анна Стюарт (1702—14), составила королевский совет из тори, но в 1705 виги прощли в большинстве в парламент и, при поддержке нек-рых тори, перекрасившихся в вигские цвета, постепенно завладели и советом, несмотря на сопротивление королевы. С этого времени начинает устанавливаться порядок, согласно к-рому министерство должно образовываться из членов партии, преобладающей в нижней палате. Бесконечно затянувшаяся война за Испанское наследство вызвала раздражение против вигов; выборы 1710>дали сильное торийское большинство и привели к власти торийский кабинет, который начал переговоры о мире.

Чтобы победить сопротивление палаты лордов, где у вигов было незначительное большинство, торийское министерство прибегло к назначению 12 новых торийских перов, что создало весьма важный конституционный прецедент. Торийское министерство на 446

мерено было после смерти Анны посадить на престол претендента из дома Стюартов.

Но вигам удалось осуществить акт о престолонаследии и призвать ганноверского курфюрста Георга (Георг I, 1714—27). Биржа нервно реагировала на перипетии интриг за престол понижением и повышением бумаг. Раскол среди тори, из коих некоторые испугались возвращения Стюартов и католической опасности, способствовал победе вигов на парламентских выборах; назначение новых перов восстановило за ними большинство и в верхней палате. В течение следующих 46 лет (1714—60) могучий рост англ. буржуазии дает непрерывный перевес вигам, к-рые все время сохраняют большинство в парламенте. Короля почти совершенно отстраняют от участия в политической жизни, и вся власть сосредоточивается в руках вигского кабинета. Больше 20  — ти лет (1721—42) во главе кабинета стоял Роберт Уолпол (см.). В его правление особенно упрочивается значение премьера и единство кабинета. В эту эпоху окончательно складывается та англ. конституция, которая потом нерушимо стоит до 1832, а с некоторыми поправками и до гораздо более позднего времени.

Располагая огромными земельными богатствами и денежными средствами, виги стараются создать своего рода олигархическую республику с королем, сведенным к конституционной декорации. Первые короли ганноверской династии вполне подходили для этой цели. Королевское «вето» фактически выходит из употребления еще со времен Анны. Уолпол, сверх того, подкупил королевскую вдасть, увеличив цивильный лист на 100 т. ф. ст. в год и не жалея денег на взятки королевским фавориткам. Преобладание в парламенте стоило вигам дороже. Система «гнилых местечек» создавала самую благоприятную почву для давления на выборы со стороны могущественных землевладельцев и для подкупов. Голосовать за вигов было выгоднее, потому что они были богаче. В 18 веке система подкупов («коррупция») делается одной из основ англ. политического строя наряду с «всемогуществом» парламента и кабинетской системой. Кандидаты, в парламент подкупали избирателей на деньги, отпущенные для этой цели цх патронами и покровителями, министры подкупали цленов парламента, раздавая им должности, пенсии, денежные подарки. В первом парламенте Георга I из 550 членов. 240 получали пенсии от правительства; потом это число возрастает. Сами министры снимали жирные сливки с прибылей торговых, индустриальных, колониальных и банковых магнатов и компаний и грабили плательщика налогов, занимая множество выгодных синекур. «Всемогущество» англ. парламента, к-рый простым актом мог изменить основы англ. конституции, было выражением всемогущества стоявшей за ним олигархии. Виги стараются всячески подчинить себе нижнюю палату и изолировать ее от внешних влияний. В 1716 они проводят «Семилетний акт», устанавливающий семилетний срок полномочий нижней палаты. В 1694 был установлен