Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 09. Варлен - Венглейн (1928)-2.pdf/152

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Автономия Ирландии была отменена, и она была объединена с Англией («Уния» 1800).

Война по своим целям и приемам напоминает войны 18 века. Англичане стремятся не допустить усиления Франции в Европе, захватить колонии ее и ее союзников, обеспечить за собой господство на море. Для этого создаются коалиции, отпускаются деньги врагам Франции, — субсидируется контр-революция. Почти все поражения достались на долю союзников Англии; Англия же одерживает ряд морских побед и обеспечивает за собой преобладание на море. Разгромив голландский флот и захватив голландские колонии в Юж. Африке, Англия стала монополистом по транзитной торговле.

Быстро растут англ. владения в Индии.

Торговцы наживают огромные барыши; торговые обороты Англии быстро растут. Еще выгоднее была война для финансистов, наживавшихся на огромном росте государственного долга, который за 25 лет увеличился почти в 4 раза. Огромные барыши давало сел. хозяйство; уже до войны Англия стала страной, ввозящей хлеб; сокращение подвоза хлеба вызвало сильный рост цен, сопровождавшийся и ростом ренты; спрос непрерывно возрастал с быстрым ростом неземледельческого населения; постоянным потребителем была армия. Стали возделываться земли, не приносившие раньше дохода; усиленным темпом идут мелиорации в сел. хозяйстве. — Собственники, ведущие хозяйство на своей земле, закладывают свои земли, чтобы вложить побольше капитала в земледелие и использовать рост цен, к-рому не предвидится конца. В эпоху войн с Французской республикой и с империей огораживания идут особенно усиленным темпом.

Для лендлорда, фермера и уцелевшего еще хозяина-собственника война была золотым дождем. Но для рабочего высокие цены на средства питания при медленно растущей заработной плате обозначали переход к полуголодному существованию. То там то сям в Англии вспыхивают голодные бунты, сопровождающиеся разгромом лавок и захватом продовольствия.

Промышленники наживались на военных поставках. Потери одних рынков компенсировались развитием других. Континентальная блокада (см.) не наносила серьезного ущерба Англии в виду развития америк. рынка и контрабанды во всех видах, к-рой Франция не могла воспрепятствовать.

Война не задержала хода промышленного переборота. Перепись 1811 впервые показала перевес населения, занятого в промышленности, торговле и мореплавании, над занятым в сел. хозяйстве. Только к концу войны разрыв с Америкой сильно ударил по англ. промышленности, лишив ее главного рынка (и контрабандного пути) и создав перерыв в доставке америк. хлопка. В промышленных кругах нарастает недовольство затяжной войной, недовольство высокими ценами на хлеб, вызывающими повышение заработной платы; к концу войны союз между господствующими классами, основанный на общей выгоде, дает трещину. Промышленный капитал, выросший и созревший во время войны, начинает все больше созна 456

вать свои самостоятельные классовые интересы. Нарастает недовольство и среди рабочего класса, по к-рому больно бьет начавшийся промышленный застой, и среди мелких мастеров домашней промышленности, для к-рых бедствия промышленного застоя осложняют тяжкий процесс вытеснения мелкого производства фабрикой. 1811—12 ознаменованы в ряде графств небывалыми по силе волнениями рабочего люда, направленными на разрушение машин (см. Рабочее движение, Луддиты). Положение еще более обострилось после окончания войны. Огромный государственный долг всей тяжестью лег на плательщика налогов, а правящие классы поспешили переложить его на широкие массы трудящихся; парламент отменяет введенный Питтом подоходный налог и вводит взамен него налоги на предметы первой необходимости. Землевладельцы поспешили застраховать себя от падения ренты, возросшей во время войны на 70%, путем новых хлебных законов (1815), допускавших ввоз иностранного хлеба лишь в том случае, когда в стране цены стояли не ниже 80 шилл. за квартер (крайне высокая цена), и облагавших ввозимый хлеб пошлинами. Эти законы не могли удержать средние цены на хлеб на военной высоте, но создали почву для крайних колебаний в ценах и для спекуляций, ч гибельно сказывавшихся на фермерах и особенно на мелких хозяевах-собственниках, многие из к-рых успели влезть в долги и заложить свои земли во время войны (см. выше). Конец войны нанес окончательный удар остаткам англ. крестьянства. Но хлебные законы были выгодны для лендлордов, т. к. они давали им возможность не снижать рент. Землевладельцы — как тори, так и виги — единодушно поддерживали хлебные законы; когда их невыгода для фермеров начинает сказываться, их подновляют и исправляют, чтобы снова обморочить фермеров и удержать ренты на прежней высоте.

Хлебные законы тяжело отражались на бедноте, особенно на рабочих, и были крайне тягостны для промышленной буржуазии.

Промышленность, несмотря на прекращение войны, переживала тяжкий кризис. Надежда на европейские рынки не оправдалась; обедневшие после войны европейские нации не могли поглотить всей накопившейся в избытке англ. продукции; к тому же они сами стали развивать фабричную промышленность и старались оградить себя от англ. конкуренции. Сошел со сцены такой выгодный потребитель, как сильно возросшая к концу войны армия, пополнившая теперь ряды безработных и люмпенпролетариата. Ряд промышленных предприятий обанкротился, производство стало сокращаться, наступила безработица. Промышленники стараются спасти свои прибыли сокращением заработной платы; но хлебные законы ставили этому сокращению тесные границы, искусственно повышая стоимость воспроизводства рабочей силы. Борьба с хлебными законами и с парламентск. порядками, обеспечивавшими преобладание интересов землевладения, стала очередной задачей промышл. буржуазии. Но зато землевладельцы прекрасно спелись с финансистами,