Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 09. Варлен - Венглейн (1928)-2.pdf/154

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

обещая им в перспективе всеобщее избирательное право. Агитация имела больший успех, чем этого могли желать сами агитаторы. Начались серьезные волнения среди рабочих, нередко выливавшиеся в насильственные действия; почувствовалось приближение революции. Великим мастером по маневрированию рабочими волнениями был буржуазный радикал Френсис Плес (см.).

Наконец, угроза изъятия вкладчиками сбережений из банков и назначения вигских перов сломила сопротивление верхней палаты, и билль стал законом (1832).

Виги довели реформу ровно до той грани, до которой нужно было ее довести, чтобы буржуазия не осталась совершенно неудовлетворенной. Один из вигских вождей, защищая реформу перед парламентом, характеризовал ее, как «самое аристократическое из мероприятий, когда-либо предлагавшихся нации». Избирательный закон 1832 очень мало изменял избирательное право. Он уничтожил 56 гнилых местечек и для 30 других уменьшил число депутатов с двух до одного; 66 мест было отдано новым индустриальным городам и столько же деревенским округам (графствам); 15 мест было дано Ирландии, Шотландии и Уэльсу. Был установлен однообразный ценз для избирателей в графствах  — 40 шилл. годового дохода с земли для фригольдеров (фактически это охватывало всех фригольдеров) и 50 ф. для копигольдеров и арендаторов. В городах, вместо крайне пестрых старинных избирательных прав, был установлен однообразный ценз: избирательные права получили все собственники и арендаторы домов, приносящих не менее 10 ф. чистого дохода (в Англии дом обычно представлял одну квартиру). Число избирателей увеличилось очень мало; рабочие, вынесшие на своих плечах борьбу за закон, почти не вошли в число избирателей. Зато промышленному капиталу был открыт доступ в парламент. Это была с виду скромная победа, но она пробила первую брешь в старинной политической системе и открыла для промышл. буржуазии путь к власти.

Е. Косминский.

Период буржуазного господства.

Период политического господства англ. буржуазий, начавшийся с 1832, распадается на четыре отрезка приблизительно одинаковой длины. Годы 1832—1850 являются годами закрепления и расширения завоеванных буржуазией позиций. Буржуазия осуществляет свою классовую программу политических, экономических, социальных и административных «реформ» за счет поземельной аристократии и успешно отстаивает свою власть против революционных покушений рабочего класса. Следующее двадцатипятилетие, 1850—75, является годами наивысшего расцвета и полноты власти промышленного капитала. Англ. капитализм делает головокружительные успехи, превращает Англию в «мастерскую мира».

Политическое господство буржуазии нераздельно, и ее реформаторская деятельность замирает. Несмотря на свой либерализм и пацифизм, она ведет активнейшую политику вовне и деятельно расширяетсвой колониальный рынок. Рабочий класс получает подачки и переходит на соглашательские рельсы. Конец периода, однако, знаменуется острым промышленным кризисом, классовые противоречия обостряются, но буржуазия все же достаточно сильна, чтобы замирить рабочий класс реформами.

Третий период, 1875—1905, обнаруживает первые признаки экономического и политического загнивания буржуазии. Англ. капитализм все более и. более теряет свое исключительное положение на мировом рынке и заодно внутренне перерождается: «либеральный» капитал лёгкой промышленности, склонный к индивидуализму и пацифизму, оттесняется на задний план капиталом тяжелой промышленности, более воинственным, с протекционистскими наклонностями и политически блокирующимся с крупным землевладением, а также и финансовым капиталом, соединяющим, по специфическим английским условиям, фритредерство «короля хлопка» с агрессивным империализмом железа и стали. Английскому капитализму не до реформы, но рабочий класс в общем и целом спокоен, благодаря прогрессивному падению цен.

Однако, этот период ознаменован первыми зачатками социалистического движения: в этом отражается моральный распад либерализма, от к-рого отходит некоторая часть разочарованной интеллигенции и радикальных слоев рабочего класса. Во внешней политике  — империалистическая агрессия в разных направлениях и множество колониальных войн. Наконец, четвертый период, продолжающийся до сих пор, может быть охарактеризован как период явного, хотя и постепенного, разложения англ. капитализма, не желающего,* однако, мириться с положением и бешено борющегося за свои позиции вовне и внутри. Вовне идет подготовка к войне против Германии, затем сама война. Внутри идет наступление на рабочий класс; одновременно делаются попытки подкупить его реформами.

Рост цен, однако, обостряет противоречия, и рабочий класс создает Рабочую партию и развивает стачечную борьбу колоссальных размеров. Либерализм разлагается окончательно и фактически сходит с поли^ тической арены. Остаются две противоборствующие общественные силы  — реакционная буржуазия и рабочий класс, без посредствующего буфера, и положение становится революционным.

1832—1850. — Реформа 1832, сломившая монополию политической власти поземельной аристократии и верхнего слоя денежной и торговой буржуазии, открыла доступ к власти промышленной и средней торговой буржуазии, но политическое острие этого крупного изменения в соотношении сил было притуплено тем обстоятельством, что ее провели не народные массы, а та же поземельная и торговая аристократия в той части ее, к-рая была объединена в партии вигов-либералов того времени. Здесь перед нами яркий пример той политической мудрости, которой отличались, со времени Симона де Монфора, английские правящие классы, не располагавшие, благодаря островному