Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 09. Варлен - Венглейн (1928)-2.pdf/176

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Англия потребовала увода отряда и спуска французского флага, и в течение шести недель висела угроза войны между соперничающими империалистическими державами.

Французы в конце-концов отступили и отказались от своих притязаний на Судан.

В промежутке Англия принимала деятельное участие в комедии протестов, разыгранной европейским «концертом» по поводу армянских погромов в Турции (1895—96), но охотно допустила войну между Турцией и Грецией (1897) из-за Крита, надеясь, что последняя победит и получит Крит, после чего Англия сможет использовать его как морскую базу. Турция, однако, разбила греков на-голову, а Крит был занят международными войсками. В том же 1897 был отпразднован шестидесятилетний юбилей царствования Виктории, и опять была созвана колониальная конференция, на к-рой Канада выступила впервые с предложением ввести преференциальные таможенные тарифы между разными частями империи, а Южная Африка поднесла английскому флоту броненосец, как свой взнос в общую систему имперской обороны. Оба начинания получили впоследствии значительное развитие. Но громче всех других деяний консервативного правительства, в к-ром главную роль скоро стал играть Джозеф Чемберлен, министр колоний, бывший радикал, а ныне апостол империализма, была его попытка «взорвать» изнутри Трансвааль, а когда она позорно сорвалась, — его открытое нападение на обе юж. — африк. бурские республики.

С того времени, как Гладстон «сдал»Трансвааль, консервативная партия не переставала волноваться, так как вскоре там были открыты богатейшие золотые россыпи, надлежащей эксплоатации которых при помощи черных и желтых невольников сильно мешало бурское кулацко-крестьянское правительство Крюгера. Собравшиеся со всех концов мира, в том числе и из Англии, международные спекулянты громко вопили о бесправии иностранцев (так наз. «уитлендеров»), и премьер Капской колонии, он же директор Южно  — африканской монопольной компании (chartered-company), Сесил Родс, взял на себя патриотическую задачу свергнуть тиранию Крюгера и ввести Бурскую республику в состав Британской империи. В Родезии (этим именем были названы в честь Родса территории Матабеле и Машона, сданные в эксплоатацию его компании) были сорганизованы вооруженные банды, в самом Иоганнесбурге, центре золотых россыпей, было подготовлено восстание братом Родса, при помощи денег и оружия, тайно полученных от Родса, и 1 января 1896 первая банда, под предводительством губернатора Родезии и единомышленника Родса — Джемсона, перешла границу. Благородное предприятие провалилось, однако, на следующий же день: банда была окружена, два десятка человек были убиты в свалке, а остальные с самим Джемсоном во главе сдались. Получился крупнейший скандал (давший, между прочим, повод к знаменитой поздравительной телеграмме кайзера Вильгельма к Крюгеру, внесшей первое и чрезвычайно сильное обостре 502 ние в англо-германские отношения), так как все улики были налицо. Совершенно ясно было участие не только Сесила Родса, но и самого Чемберлена, который не один раз до этого выступал публично в защиту угнетенных иностранцев и был закадычным другом Родса. Дело, однако, окончилось ничем. Уступая обещаниям и лести, Крюгер, опасавшийся гнева Англии, выдал преступников, с тем чтобы их судили английским судом, и лишь требовал себе возмещения материальных и моральных убытков в размере 660.000 ф. ст. за первые и одного млн. за вторые. Англия по-рыцарски выполнила свои обещания: Джемсон получил целых 15 месяцев обыкновенного тюремного заключения в качестве политического преступника, его ближайшие друзья — и того меньше; претензии по материальным убыткам были признаны обоснованными, но никогда не получили удовлетворения, а претензии по моральным убыткам были со смехом отвергнуты. Сам Сесил Родс вышел в отставку, но под суд не попал, и хотя парламентская комиссия, которой было поручено расследовать это грязное дело, вполне подтвердила его виновность, Чемберлен открыто в палате общин взял его цод свою защиту, заявив, что честь Родса осталась незапятнанной.

Уже тогда говорили, что Чемберлен вынужден был сделать такое заявление, так как имел основание опасаться, что в противном случае Родс раскроет и его роль в этой авантюре. Для буров же стало совершенно ясно, что им придется еще раз с оружием в руках отстаивать свою независимость против английского хищника. И действительно, через два года положение опять обострилось, благодаря агитации за уравнение иностранцев в Трансваале в правах с бурами, а когда Крюгер наотрез отказался удовлетворить наглое требование Чемберлена о натурализации всех иностранцевспекулянтов и биржевиков, имевших пятилетнее пребывание в Трансваале, обе стороны стали готовиться к войне. Последняя разразилась И окт. 1899. Буры смело вторглись в английскую колонию Наталь, и затем в течение трех лет маленький народ мужественно боролся с сильнейшей державой мира, нанося ей поражение за поражением и сдавшись лишь чудовищному превосходству сил (под конец войны 60.000 буров боролись с 450.000 англичан) (см. АнглоБурская война). Буры сдались не безусловно: по мирному соглашению в Верейнигинге (Vereeniging, 1 июня 1902), англичане обязались уплатить бурам 3 млн. фунт, стерл. за сожженные фермы и выдать дальнейшую крупную ссуду на льготных условиях на восстановление последних, а кроме того, предоставить им в кратчайший срок самоуправление по образцу доминионов с сохранением национального языка в школах и судопроизводстве. Этот «успех» стоил англичанам свыше 50.000 человек убитыми и ранеными и увеличения государственного долга на 250 млн. ф. стерл. Зато Трансваальская республика и Оранжевое Свободное Государство были включены в состав Британской империи, как об этом давно