Страница:БСЭ-1 Том 09. Варлен - Венглейн (1928)-2.pdf/192

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

властью и не обязанному никакими отчетами перед другими коллегами по кабинету.

В эту четверку он предложил ввести себя самого в качестве председателя, Бонар Лоу, лидера консерваторов, Карсона, пресловутого героя олстерского заговора, и одного члена Рабочей партии, оставляя самого Асквита на ролях консультанта и ассистента с совещательным голосом. У Асквита не хватило даже мужества отказаться от этого плана, и он вышел в отставку; вслед за ним подал в отставку и Ллойд Джордж.

Король предложил Бонар Лоу сформировать кабинет, но тот, разыгрывая условленную комедию, уклонился от этой чести, указав на Ллойд Джорджа, и последний стал премьером. Асквит после двадцатичетырехлетней министерской карьеры и 8  — летнего пребывания на посту премьера внезапно очутился в положении рядового члена парламента и больше уже не возвращался к власти. Вместе с ним ушли из правительства еще трое, в том числе и Грей. Либеральная партия распалась: часть осталась верной старому лидеру, другая присягнула Ллойд Джорджу, — что, впрочем, оформилось лишь по окончании войны, на выборах 1918.

Пока же Ллойд Джордж образовал свой четырехчленный «военный кабинет» из себя самого, лорда Карсона, лорда Милнера (первого наместника покоренных бурских республик, друга Сесила Родса) и Гендерсона, лидера и представителя Рабочей партии, храбро постановившей продолжать входить в состав коалиции. Вокруг этой четверки, задача которой состояла исключительно в руководстве войной, был набран огромный штат министров для ведения прочих дел государства, при чем было изобретено множество новых должностей и функций, розданных политическим друзьям и разным влиятельным лицам  — преимущественно из делового и финансового мира, — благосклонность к-рых казалась полезной.

Это был настоящий кабинет патронажа и непотизма, какие Англия видывала лишь в доброе старое время, до реформы 1832, когда страна управлялась торийскими и вигийскими фамилиями. Бонар Лоу стал канцлером казначейства, лорд Бальфур заместил Грея по иностранному ведомству, лорд Керзон был председателем Тайного совета, и, кроме Гендерсона, не имевшего портфеля, в кабинет из Рабочей партии вошли еще двое: Джон Ходж, из профсоюза литейщиков, в качестве министра труда, и Джордж Барнс, некогда левый социалист и вождь знаменитой забастовки машиностроителей в 1897, получивший портфель нового министерства пенсий.

Изложение хода войны и военных действий не входит в рамки настоящей статьи.

Достаточно будет лишь отметить, что Ллойд Джордж оказался наиболее воинственным из всех либералов того времени и автором смелой меры создания единого командования на западном фронте в лице Фоша с подчинением ему командования английского.

Не может войти в рамки этой статьи и описание тех мер «военного социализма» в области экономической и продовольственной, к к-рым пришлось прибегнуть уже в 1916правительству, вначале относившемуся к войне как к спортивному матчу и провозгласившему лозунг: «дела продолжаются попрежнему» (business as usual — обычная надпись на плакатах, вывешиваемых на дверях торговых заведений во время ремонта). Уже в 1917 население посажено было на хлебные, мясные, сахарные и всякие иные пайки, и нехватка предметов продовольствия в течение следующего года достигла таких размеров, что «тыл» заметно дрогнул и, вероятно, вскоре развалился бы, если бы не подоспело перемирие. Но уже задолго до этого рабочие массы стали проявлять новые симптомы жизни после нек-рого периода оцепенения, в к-рое ввергли их катастрофический ужас войны, бешеная шовинистская агитация, массовая отправка в окопы наиболее молодых и энергичных элементов из их среды и, наконец, угроза нависших, в силу закона об охране государства, репрессий.

Уже к началу 1916 они стали приходить в себя при сопоставлении тех жертв, которые требовались от них, и безумных прибылей, к-рые, под шумок, накапливались предпринимателями. Т. к. профсоюзы, руководимые социал-предателями, бездействовали, то в некоторых индустриях в разных местах, но особенно в машиностроительной промышленности, на севере, стали возникать фабзавкомы (shop stewards’ committees), руководимые, по большей части, деятелями из «Социалистической рабочей партии» (Макманус, Белл) и левого крыла шотландской Независимой рабочей партии (Керквуд, Шинуел), и начало возрождаться стачечное движение за повышение заработной платы, за сохранение профсоюзного устава и пр.

Особенно серьезно стало положение осенью 1916 среди железнодорожников и горняков южного Уэльса, которые потребовали повышения заработной платы и увеличения дополнительной «военной» премии. В обоих случаях рабочие выиграли, заставив правительство вмешаться и даже взять в собственное управление местные шахты. Но впечатление от разрыва гражданского мира было чрезвычайно сильное и сыграло значительную роль в развитии программы потребительского социализма, на к-рую стало коалиционное правительство Ллойд Джорджа. Тогда впервые была введена регламентация продовольственного дела в области производства, импорта и распределения. Но особенно сильным стимулом к пробуждению рабочих масс явилась Февральская революция в России, которая вызвала целую волну забастовок на военно-промышленных заводах и на железных дорогах; на последних осенью 1917 дважды грозила даже всеобщая забастовка. Всякий раз, однако, правительство шло на уступки и в значительной мере удовлетворяло требования рабочих. Еще крупнее был политический эффект российской революции. К этому времени оживилось и социалистическое движение. На Независимую рабочую партию сильно подействовало присутствие в ее рядах множества антимилитаристов по религиозным и этическим мотивам, которые за отказ от военной службы массами арестовывались и заключались в тюрьму, где подвергались