Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 09. Варлен - Венглейн (1928)-2.pdf/200

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

в виде убийств и поджогов. В самой Англии начались протесты против преступи, политики правительства, и последнее, однот временно с изданием исключительного закона, внесло новый билль о гомруле, предоставлявший Олстеру (в размере 6 графств) и остальной Ирландии по отдельному парламенту (с оставлением особого ирландского представительства в английском парламенте в числе 42 депутатов).

Билль этот предусматривал еще образование отдельного «совета» из делегаций от обоих парламентов для координирования их действий и действий обоих правительств, северного и южного, и предоставлял обоим парламентам право, по собственному постановлению, превратиться в один общий парламент для всей страны. Билль встретил сопротивление со стороны Рабочей партии и асквитианцев, осуждавших узаконяемый им передел Ирландии, но он стал законом в начале 1921, и немедленно по всей Ирландии были объявлены выборы. Шинфейнеры приняли участие в них — фатальная непоследовательность, приведшая их к конечному банкротству — и получили у себя на юге большинство, но этим и ограничились, отказываясь распустить свой собственный парламент и свое правительство. На севере, однако, ол стер цы образовали парламент и правительство, на основании нового акта, и сам король съездил в Белфаст на открытие парламента. Лондонское правительство правильно истолковало половинчатую тактику шинфейнеров, как признак их усталости и готовности к компромиссу. Так как в июне 1921 собиралась имперская конференция, на к-рой несомненно встал бы ирландский вопрос, вызывавший определенное сочувствие со стороны Южной Африки и Канады, то Ллойд Джордж сделал второй шаг к «примирению», обратившись с открытым письмом к де Валере и премьеру северной Ирландии — Крейгу, приглашая их на конференцию. Олстерский вождь, считая вопрос уже решенным актом 1921, отказался от приглашения, и был поддержан всеми реакционерами в Англии. Де Валера же, после некоторых колебаний, принял приглашение и явился на конференцию вместе со своими друзьями, Гриффитсом и Коллинзом.

Переговоры длились несколько месяцев и окончились в начале декабря соглашением: раздел Ирландии на две части оставался в силе, с эвентуальным пересмотром границы северной Ирландии в пользу южной, а южная Ирландия получала статус доминиона, по образцу Канады, с титулом «Свободного Государства», но с условием присяги на верность английскому королю, с предоставлением английскому флоту морских баз и с обязательством содержать лишь такую армию, которая была бы пропорциональна английской по отношению к численности ирландского населения. По сравнению с прежними проектами гомруля, новый проект являлся значительным шагом вперед, т. к. предоставлял Ирландии таможенную и фискальную автономию, но принципиально он означал полную капитуляцию шинфейнеров и сдачу всех основных позиций ирландск. революционного национализма. Шинфейне 550

ры раскололись: попы, лавочники, фермеры и профсоюзные вожди были за принятие компромисса; более радикальные элементы, включая рабочую молодежь и ббльшую часть революционной интеллигенции, были против него. Де Валера стал во главе оппозиции, считая отказ от независимости, символизируемый присягой на верность королю, национальной изменой. В конце-концов, после тяжелых сцен и взаимных угроз, соглашение было утверждено 7 января 1922 дублинским «парламентом» (64 голосами против 57) — тем самым парламентом, к-рый был создан двумя годами раньше на платформе полной независимости ирландской республики. Де Валера сложил с себя звание президента и был замещен Гриффитсом, Коллинз же образовал временное правительство. Англичане немедленно передали последнему всю власть и увели свою армию и своих чиновников.

Но меньшинство не подчинилось. Оно сорганизовалось отдельно против большинства, подобно тому как оно было раньше организовано против. англичан, и повело борьбу, не уступавшую по ожесточению прежней.

Убийства, срывы собраний, вооруженные нападения на учреждения и банки возобновились с прежней силой. Де Валера засел в здании суда в Дублине снова в качестве президента, там же организовался военный генеральный штаб, раскол перекинулся в армию, а когда в июне первые всеобщие выборы дали сторонникам Гриффитса и Коллинза 126 мандатов против 36, полученных фракцией де Валеры, то началась форменная гражданская война. Новая власть, до тех пор не применявшая военной силы, объявила военное положение, взяла штурмом после восьмидневных боев здание суда и начала кровавую расправу. Посыпались аресты, казни и другие репрессии, на которые противники отвечали индивидуальными убийствами (жертвой их пал, между проч., Коллинз) и партизанскими нападениями. Эта кровопролитная борьба длилась с неослабевающей силой до конца 1922. В это время новый парламент успел выработать конституцию (двухпалатная система парламента, но в то же время референдум и народная инициатива), которая была утверждена английским парламентом. Косгрев, занявший пост лидера после смерти Гриффитса, образовал новое министерство; представителем от короны, в качестве лорд-лейтенанта, был назначен Томас Гили, один из старейших вождей парнеловских националистов. Дальнейшая борьба была бесплодной; после тщетных попыток добиться согласия правительства на переговоры, де Валера издал манифест (1923), объявивший прекращение борьбы, и сам вскоре был арестован и интернирован.

Одновременно с событиями в Ирландии развертывалась революционная борьба в другом конце Британской империи, в Египте, где на другой же день после перемирия началась, несмотря на военное положение, письменная и устная агитация за отмену протектората и за независимость. После ареста и ссылки на о. Мальту вождя умеренных националистов Заглула-паши агитация эта перешла в марте 1919 в уличные демонстрации молодежи, духовенства, 18*