Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 10. Венгрия - Вильно (1928)-1.pdf/138

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Бэкона, научное (философское) познание имеет своим предметом природу и человека и совершенно не касается бога и бессмертной части человеческой души — предмета В., к-рая тем похвальнее, чем более противоречит фактам и доказательствам. При внешнем совпадении со средневековым определением В., эта бэконовская формулировка имеет прямо противоположный смысл и выражает стремление эмансипировать науку от религии. Для Гоббса наука есть познание материальных тел; В. не имеет самостоятельной ценности, между нею и суеверием нет принципиального различия. Франц. материализм 18 в. в лице Гольбаха отрицает какое-либо реальное содержание за понятием бога и считает его искаженным удвоением понятия природы, возникшим из незнания и страха перед необычными природными явлениями. Предмет науки — реальная действительность, предмет В. — бесплодная химера потустороннего мира. Расширительное истолкование В. (belief), противополагаемой религиозной В. (faith), особое значение приобрело в англ. эмпирической философии. По Юму, В. — это особенно живая и сильная концепция объекта; Джемс Милль определяет В. как всякий род убежденности или уверенности. Параллельно этому и Рид определял В. как простой духовный акт; по его мнению, В. в существование объекта связана с каждым ощущением.

Громадное значение для всей новой идеалистической философии имело кантовское определение В. Кант понимал В. как признание истинности объекта из основания, которое, будучи недостаточно объективным, обладает субъективной убедительностью. Отрицая возможность метафизического познания сверхчувственных, трансцендентных вещей, Кант полагал, что они являются объектом В., истинность утверждений которой имеет субъективный, практический характер ; отсюда вытекает кантовское требование поступать так, якобы существование бога, бессмертия и свободы воли были доказуемы.

В новейшей идеалистической философии понятие В. приобретает основное значение.

Файингер в своей «Философии якобы» («Philosophic des Als Ob», 1919) проводит мысль, что познание объективной реальности науке недоступно; научное знание оперирует условными обозначениями, фикциями; ученый верит в истину своей теории, т. е. в «якобы-истину», «как если бы» она отвечала действительности. Основная задача «философии якобы» состоит в том, чтобы дискредитировать объективность научного знания для оправдания В. и обоснования религиозного миросозерцания, имеющего чисто практический характер и ориентирующегося на идею бога: именно потому, что бог лишь якобы существует, он и занимает центральное место в системе «фикционализма». По мысли неокритициста Ш. Ренувье, противоречие между необходимостью и случайностью разрешается при помощи В., полагающей свободу воли. Основоположник франц. философии фидеизма (от латин, fides — вера) Эмиль Бутру науке противополагает религиозную В. как высшую форму познания, дающую начало свободе воли ивозвышающую человека над миром конечных вещей. Леруа заявляет, что научное знание скользит по поверхности вещей, истина доступна только религиозной В.

В англо-американской прагматической философии играет большую роль понятие В. — убежденности (belief). Так, по Шиллеру, B. — это психическое состояние, когда мы готовы принять за истинные вещи, для нас ценные и желательные, прежде чем их истинность будет доказана, но при условии, что именно это психическое состояние должно способствовать установлению их истинности.

Джемс определяет В. (belief) как готовность способствовать делу, успех которого нам заранее не гарантирован. В распространительном смысле определяет В. Владимир Соловьев, а именно — как признание чеголибо истйнным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств; это распространительное толкование В. служит Соловьеву отправным пунктом для утверждения В. религиозной: «В.» в реальность внешнего мира приводит, по его мысли, к В. в бога. Общая тенденция идеалистической философии в 19 и 20 вв. состоит в реабилитации веры по отношению к знанию, в стремлении примирить их и даже подчинить знание вере, что вполне соответствует социальной позиции реакционного класса буржуазии.

М. Дынник.

ВЕРА, Августо (1813—85), итал. философ-гегельянец, живший одно время (до 1852) во Франции и затем в Англии (до 1870), с 1882  — проф. ун-та в Неаполе. Является первым представителем гегельянства в итал. философии. Кроме ряда работ и статей, защищавших и развивавших гегелевскую точку зрения, известен переводами сочинений Гегеля на франц. и итал. языки.

Главнейшие произведения: Introduction й la philosophic de Hegel, Р., 1855, 2-е 6d., 1865; Logique de Hegel, 2 vis, P., 1859; Inquiry into Speculative and Experimental Science, L., 1856; L’H6g61ianisme et la philosophic [Naples], 1861; MGlanges philosophiques [Naples], 1862; Essais de philosophic. h£g£lienne, P., 1864; Introduzione alia filosofia della storia, Firenze, 1869; Problema dell’assoluto, 4 volumi, Napoli, 1872—82.

Лит.: Mariano, Strauss e Vera, Roma, 1874; C. Rosenkranz, Hegels Naturphilosophie und die Bearbeitung derselben dutch Augusto Vera, Berlin, 1868. н. Карев.

ВЕРА (Vera), Хаиме (1859—1918), испанский социалист, виднейший теоретик марксизма в Испании эпохи 2  — го Интернационала. По профессии врач. Один из основателей испанской социалистической партии (1879). Делегат на Лондонском конгрессе 2  — го Интернационала (1896) и на многих съездах испанской социалистической партии. В 1884 написал известный «Informe», блестящее и оригинальное изложение марксистских идей, имевшее такое же значение для Испании, как «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия» Г. Плеханова — для России. Автор многочисленных статей в периодических изданиях, брошюры «La Verdad social у la accion» и др.

Лит.: Juan J о s ё М or at о, Jaime Vera у el socialismo, Madrid, 1918; его ж e, El Partido Socialista Espaiiol, Madrid.

ВЕРА КРУС (Vera Kruz), главный порт Мексики, на берегу залива Кампеш (юж. часть Мексиканского залива), соединен ж. д.