Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 10. Венгрия - Вильно (1928)-1.pdf/25

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Запада и с Востока татарским нашествием и осевшие там: церковь и феодалы оказались достаточно сильными, чтобы сломить королевскую власть. Однако, в начале 14 в. хозяйственное развитие страны привело к ликвидации «мелких королевств» феодалов и к вторичному укреплению государственной власти. Усиливавшаяся городская буржуазия и игравшая значительную роль в денежном хозяйстве и торговле церковь вступили в союз с низшим дворянством, давно уже жаждавшим сильной государственной власти, способной обуздать феодальную аристократию. Опираясь на эти классы, короли из династии неаполитанских Анжу  — Роберт Карл (1308—42) и Людовик «Великий» (1342—1382) — подавили феодалов и сумели укрепить государственную власть, сохранив, однако, ее феодальную основу; им удалось превратить В. в перворазрядную европ. державу.

Укрепление государственной власти шло рука-об-руку с превращением феодального государства в сословное. Распространение вновь введенного налога в пользу короля на одних только крепостных, обязательство всех дворян нести военную службу и выставлять военные отряды разной численности, в зависимости от размеров принадлежащих им владений, привели к разделению всего населения на два основных сословия.

Сословие крепостных еще более объединено было введением в 1351 обязательного сбора 71о части всего урожая в пользу помещиков.

Кроме того, крепостные подчинены были верховному владычеству и юрисдикции помещиков, получивших полный судебный и административный иммунитет. В том же 1351 был издан закон о неотчуждаемости дворянских земельных владений, к-рые теперь могли быть передаваемы по наследству лишь членам семьи по прямой линии, а в случае отсутствия всяких наследников должны были поступать в состав земель королевского фиска.

В течение этого же столетия в городах Венгрии возникла стройная цеховая организация; королевская власть всячески покровительствовала развитию цехового ремесла, городской торговли и горного дела.

Денежное хозяйство все больше вытесняло хозяйство натуральное. Одним из признаков этой перемены является то, что короли из Анжуйской династии отказались от стародавнего источника королевских доходов  — выпуска неполноценных денег — и в первый раз за всю историю В. стали чеканить полноценную золотую и серебряную монету.

Возрастающую хозяйственную мощь и сословное укрепление В. короли из Анжуйской династии использовали для широко намеченной внешней политики, в результате к-рой Людовик объединил в личной унии В. с Польшей (1370). В международной политике короли из Анжуйской династии проявили себя верными союзниками католической церкви и полностью заслужили звание «главных теснителей неверных».

Развитие торгового капитала и рост королевской власти. — К концу 14 и в течение 15 вв. производительные силы В. стали быстро развиваться. Численность населения страны к концу 15 в.значительно возросла. Увеличилось значе-' ние мирового торгового пути, пролегавшего через В. и соединявшего с Востоком процветавшие в то время ганзейские и южно-гер' манские вольные города. Росли и крепли расположенные вдоль этого пути торговые* ; города, как Пешт, Буда, Пресбург (венг. ! Пожонь), Кашау (Кашша), Эперьеш, Кронi штадт (Брашшо). Значительное усиление* I добычи золота и серебра в Семиградьи в * свою очередь способствовало быстрому раз* витию денежного хозяйства и ростовщиче! ского капитала.

Эта хозяйственная эволюция внесла изменения и в положение королевской власти.

Главнейшими источниками королевских доходов оказались пошлины, налоги на гор* ное дело, подати, взимаемые с городского на: селения и с евреев; быстрый рост их откры; вал новые перспективы развитию. королев, ской власти. Стремление торгового капитала — -освободиться от внешних и внутренних преград, мешавших развитию торговли, добиться сильной государственной власти, стоящей на страже законности, — совпало с непосредственными интересами королей, и ; поэтому королевская власть стала защитницей интересов торгового капитала, в осо* бенности при королях Сигизмунде Люксембургском (1387—1437) и Матвее Корвине из династии Хуниади (1458—90). Она даровала важнейшим торговым городам свободу от пошлин и право невозбранно держать то-, вары на складах, сделала первые шаги по направлению к хозяйственному объединению страны (регулирование таможенных сборов и системы мер), дала городам политическое равноправие, привлекая их к участию в : сословных собраниях наряду с дворянством и клиром, обеспечила правосудие, реорга, низовав его и приступив к первой попытке кодифицировать частное право Венгрии.

Короли старались использовать свой вес ; во внешней политике в интересах венгер; ского торгового капитала, заключая вы' годные торговые договоры и делая все воз> можное для того, чтобы В. была в состоянии принимать участие в торговле с Востоком.

[ Такое направление хозяйственной эволю ции делает понятным объединение королевской власти, дворянства и городской бур- • жуазии в борьбе с церковью. Создание такого «единого фронта» дало королям возможность прибегать время от времени к конфискации церковных доходов.

i Успехи денежного хозяйства и товарного \ производства привели также к обострению противоречий в среде самой знати. Владения ; низшей знати в огромном количестве слу: чаев насильственно отбирались крупными < вотчинниками, а сидевшие на ее землях за; висимые люди насильственно переводились i на земли, принадлежавшие феодалам. По, этому низшее дворянство представляло собой твердую опору защищавшей его права коро, левской власти в борьбе ее против феодаль! ной аристократии. Оно же поддерживало ко: ролей и в их стремлении обременить зависимых людей новыми податями и рекрутскими наборами, так как это облегчало ему несение тягот его собственной военной : повинности (обязательная явка в случае 2*