Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 10. Венгрия - Вильно (1928)-1.pdf/46

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

правительственный совет отправил в Задунайскую область чрезвычайную комиссию (Тибор Самуэли, Карл Вантуш, Франс Янчик) для подавления контр-революционного движения в. провинции* Комиссии удалось ликвидировать восстания; однако, вскоре центр контр-революционных движений перенесся в Будапешт и его окрестности.

23 июня Революционный правительственный совет, в виду погромной агитации, объявил столицу и ее окрестности на чрезвычайном положении. 24 июня в Будапеште произошел ряд контр-революционных выступлений, ликвидированных к полудню 25 июня при помощи вооруженных рабочих.

Контр-революция, руководители к-рой в значительной своей части принадлежали к офицерству, выступала под лозунгом «национально-социальной демократии», спекулируя на недовольстве, вызванном недостатком продуктов. Офицерство, положение которого в армии, в результате контр-революционной политики главнокомандующего армией, Вильгельма Бема, окрепло и к-рое открыто начало преследовать комиссаровкоммунистов, считало, что пришло время дезорганизовать армию. Оно выдвинуло требование о замене красного знамени трехцветным национальным флагом. Пацифистская и явно контр-революционная агитация с. — д-тов дезорганизовала также значительную часть рабочих полков, так что некоторые из них пришлось распустить. Ко всему этому прибавился еще плохой? урожай, вследствие к-рого дальнейшие затруднения в области снабжения населения продовольствием были неизбежны. 4 июля, венгерский главнокомандующий, Вильгельм Бем, сообщая главнокомандующему чехо-словацкой армии, франц. генералу Пелле, о том, что отступление Красной армии закончено, требовал, чтобы Антанта, согласно ноте Клемансо, распорядилась об эвакуации румынскими войсками занятых венгерских территорий до демаркационной линии. В связи с временной приостановкой военных операций, Советское правительство энергично приступило к организации народного хозяйства и к реорганизации армии.

Оно начало широкую агитационную и организационную работу по восстановлению трудовой дисциплины, при чем в целом ряде фабрик, в особенности на военнотпромышленных предприятиях, удалось достигнуть больших успехов в области повышения производительности труда. Была введена также хлебная монополия и приступлено к устройству широкой распределительной сети огосударствленных потребительских обществ.

Коммунисты заставили главнокомандующего Вильгельма Бема отменить сделанные им офицерам уступки и приняли меры к поднятию авторитета политических комиссаров. Однако, в эго время борьба между компартией, с одной стороны, и соц. — дем. партийной и профсоюзной бюрократией, с другой, приняла почти открытые формы.

Профсоюзная бюрократия вела уже секретные переговоры с антантовскими миссиями в Будапеште и Вене, обещавшими, в случае возвращения к демократической форме, правления, прекратитьблокаду и обеспечить снабжение страны продовольствием. Вскоре выяснилось, что Клемансо и нр думает выполнить свое обещание приступить к мирным переговорами распорядиться об отступлении румынской армии на демаркационную линию. Внутри Советского правительства и среди руководящих кругов армии начались ожесточенные споры по вопросу о том, следует ли немедленно начать новые военные операции против румын для оттеснения их к демаркационной линии. В результате решено было начать наступление на румынском фронте.

10 июля Советское правительство ввело всеобщую воинскую повинность и издало постановление о всеобщей мобилизации в Красную армию, а в ноте, отправленной Клемансо, оно вновь потребовало отступления румын к демаркационной линии. Клемансо в своем ответе заявил протест против всеобщей мобилизации, подчеркивая в то же время, что он не может вести переговоров с Венгерским советским правительством, пока оно не начнет выполнять условий договора о перемирии. Рабочий класс и крестьянство отнеслись к плану предполагаемых военных действий против румынских войск без всякого энтузиазма. Во время подготовки военных операций главнокомандующий армией, Вильгельм Бем, и начальник штаба армии, бывший полковник ген. штаба, Аврелий Штромфельд, подали в отставку. Вместо Вильгельма Бема главнокомандующим был назначен Евгений Ландлер, вместе с к-рым перешел на пост начальника штаба армии Франц Жюлье, состоявший до тех пор начальником штаба III корпуса, командиром которого был Ландлер. Жюлье не только саботировал подготовку военных операций, но и выдал операционный план румынскому командованию. Подавленность настроения в стране усугублялась известиями о затруднениях, переживаемых русской Красной армией и, в частности, тем фактом, что последняя, из-за измены атамана Григорьева, очистила Украину, благодаря чему потеряна была надежда наладить в ближайшем будущем связь между венгерской и русской Красными армиями. Еще более тягостное впечатление произвело на рабочих то обстоятельство, что назначенная на 21 июля международная забастовка в защиту Русской и Венгерской советских республик, в результате измены партий 2 Интернационала, потерпела полное фиаско.

Венгерские с. — д. стали указывать в своих агитационных речах, что ожидавшаяся как от западного, так и от русского пролетариата помощь не пришла, и что поэтому остается только вернуться на путь буржуазной демократии и пойти на мир с Антантой. 20 июля Красная армия перешла в нескольких местах р. Тиссу, начав наступление на румынском фронте. Первые Два дня наступление было успешным, но на третий день Красной армии пришлось вступить в бой с переброшенными из Бессарабии отдохнувшими частями, которые нанесли ей у города Карцаг серьезное поражение и заставили ртстуцить за реку Тиссу. С своей стороны, чешское правительство, во главе которого стоял социал-демократ Ту cap, отдало приказ