Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 10. Венгрия - Вильно (1928)-1.pdf/57

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

росло применение женского труда. В виду неблагоприятных условий для развития венгерской крупной промышленности (система дуализма, общая с Австрией таможенная граница и др.), вся экономическая и социальная политика господствующих классов В. была направлена в сторону усиления эксплоатации рабочих и лишения их права на организацию и на экономическую борьбу (ограничение права коалиций и собраний и т. д.). Все эти причины, вместе взятые, а также отсутствие правильного классового руководства, приостановили на нек-рое время рост и без того еще не очень опасного для господствующих классов В. рабочего движения. Правда, в 1873 начинает выходить, под редакцией А. Ирлингера, на нем. и венг. яз., новый орган Союза «Рабочая Еженедельная Хроника», и делается неудачная попытка создания рабочей партии. Но все это не имеет серьезного значения, и рабочее движение плетется в хвосте буржуазной парламентской оппозиции.

Известная перемена наступила лишь, когда В. был выдан, как венгерский подданный, Лео Франкель, участник Парижской Коммуны, друг Маркса и Энгельса и один из руководящих деятелей 1 Интернационала. В его лице венгерское рабочее движение, находившееся до тех пор под влиянием Лассаля, получило действительного вождямарксиста. Франкель взял на себя редактирование упомянутой «Рабочей Еженедельной Хроники» и приступил к созданию партии. По организационным вопросам у него возник спор с Кюльфельди и его единомышленниками, организовавшими отдельную фракцию и начавшими издавать свою газету под названием «Непсава» («Голос Народа»). В результате деятельности Франкеля, в апр. 1878 собрался съезд, положивший начало партии, которая, по соображениям полицейской безопасности, приняла название «Партии не-избирателей». По тем же соображениям, съезд не принял программы, обратившись вместо этого с манифестом к народу и с петицией к парламенту. Руководителями партии, наряду с Франкелем и Ирлингером, были игравшие видную роль в дальнейшем Сигизмунд Чиллаг, Яков Кюршнер и Гейза Чорба. В том же году оппозиционная фракция Кюльфельди устроила свой съезд и образовала отдельную партию под названием «Рабочая партия».

В 1880 обе партии объединились, а в результате слияния периодических органов обеих организаций стала выходить газета «Непсава», остающаяся и до наст, времени центральным органом венгерской с. — д. партии. На объединительном съезде участвовало 113 делегатов от 152 организаций. Во избежание полицейских преследований, съезд, вместо названия «С. — д. партия», выбрал название «Всеобщая рабочая партия», приняв программу, отличавшуюся от Готской программы лишь тем, что она не содержала железного закона заработной платы Лассаля.

После объединения начался быстрый рост партии, но вскоре в В., в связи с германским законом против социалистов и австрийскими мероприятиями против анархистов, усилились полицейские репрессии,приостановившие рост движения. В 1881 Лео Франкель присужден был за антимилитаристскую статью к 1г/2 годам тюремного заключения, по отбытии к-рого он покинул! В. и переселился в Париж. В 1881—84 движение отмечено было борьбой с левыми элементами, подпавшими под влияние австр. анархистов (Пейкерт). Анархистское течение было вначале очень сильно, оно имело собственные газеты, но когда, при расследовании убийства венского банкира Айзерта, было установлено, что в деле замешаны венгерские анархисты, то полиция совершенно разгромила это движение.

На учредительном съезде 2 Интернационала (1889) Франкель был одним из заместителей председателя; венгерскую партию, кроме него, представляли Ирлингер и будапештский сапожник Р. Попп. Ирлингер познакомил съезд с условиями рабочего движения В., отвергнув нападки австрийцев, обвинявших венгерскую партию в оппортунизме. 15 сент. 1889 центральные комитеты австр. и венгерской с. — д. партии устроили в Пресбурге совместное совещание, устранившее все имевшиеся разногласия. Ирлингер был исключен из центрального комитета, и руководство партией перешло в руки присланного из Вены Павла Энгельмана. К этому времени венгерская с. — д. партия подпадает под влияние австр. с. — д-тии, руководимой Виктором Адлером.

На первомайской демонстрации 1890 в Будапеште, по данным полиции, участвовало более 30 т., а по данным газ. «Непсава»  — 60 т. ч. Созванный на 7 дек. 1890 партийный съезд совпал с периодом сильного подъема рабочего движения. Съезд, к к-рому Энгельс и Либкнехт обратились с приветствием и в к-ром участвовали представители 87 будапештских и 34 провинциальных организаций (среди них 2 организации с. — х. рабочих), принял, по примеру австр. Гайнфельдского съезда (1889), принципиальную декларацию, остававшуюся до 1903 программой партии. Партия приняла название «Социал-демократической партии Венгрии».

Название «С. — д. рабочая партия» было отвергнуто, чтобы не отпугнуть мелких ремесленников . Начиная с этого времени и вплоть до 1918, с. — д. партия пользовалась монопот лией в венгерском рабочем движении.

В 90  — х гг., вместе с внедрением финансового капитала в промышленность и широким развитием крупной, в частности, тяжелой индустрии, начинается усиленный рост и концентрация промышленного пролетариата. Число промышленных предприятий, насчитывавших свыше 20 рабочих, поднялось за период 1890—1900 с 1.197 до 2.947.

Число рабочих, занятых в крупной и мелкой промышленности, увеличилось за тот же период с 433.799 до 644.188. Особенно быстро растет рабочее население в столице, насчитывавшей в 1890 уже цолмиллиона жителей. Здесь концентрируются наиболее крупные фабрики, и здесь же находится центр рабочего движения, утрачивающего к этому времени сектантский характер и принимающего постепенно организационные формы, к-рые сохранились вплоть до империалистской войны. 900  — ые годы являются 4*