Страница:БСЭ-1 Том 10. Венгрия - Вильно (1928)-1.pdf/67

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

и вывоз свиней, отмены сборов за освобождение от воинской повинности, предоставления необходимых пастбищ, возвращения отобранных проселочных дорог, ликвидации злоупотреблений по землеустройству, аннулирования монополии на табаководство, безакцизной варки водки, уничтожения расходов по содержанию сельской администрации, ликвидации жандар мерии, всеобщего избирательного права, отмены гербовых сборов, но раньше и прежде всего  — земли, земли и земли. Движение это, не перешедшее, несмотря на свои крупные размеры, в восстание, было сравнительно легко подавлено. Его вождь Варкони был вынужден бежать за границу, военное положение было распространено на всю страну, а, с целью пресечь возможность повторения движения, правительство издало закон 1898, еще более ухудшавший положение сельско-хоз. рабочих. Движение «крестьянских городов» Венгерской равнины идеологически тяготело к с. — д-тии (хотя необходимо тут же отметить, что с. — д. партия уделяла мало внимания крестьянскому движению), между тем как крестьянское движение, руководимое Варкони и именовавшее себя «независимо-социалистическим», находилось под анархическим влиянием.

Венгерский теоретик «христианского анархизма» Евгений Шмитт поддерживал постоянную связь с Варкони и был одним из активных участников его газеты «Земледелец». После поражений 90  — х гг. в крестьянском движении наступил застой. Правительственный террор затруднял революционную организацию масс; при наступившей апатии и при запуганности крестьян, не решавшихся на открытые революционные выступления, крестьянское движение стало удобной почвой для предприимчивых авантюристов. Они старались использовать недовольство крестьян для того, чтобы, введя движение в рамки легальности и склонив его на путь компромиссов, выслужиться перед правительством и составить себе карьеру. Одним из таких крестьянских вождей был Вильгельм Мезефи (см.). Мезефи выступил перед крестьянством с радикальной программой, соединив ее, однако, с патриотическими и националистическими лозунгами, чем лишил движение его классовой сущности. Правительство поэтому не применяло столь свирепых репрессий к этому движению, принявшему широкие размеры, и Мезефи даже попал в 1906 в парламент.

Но этот успех Мезефи стал причиной его падения, ибо его парламентская деятельность вскоре выявила ту двуличную игру, к-рую он вел в отношении крестьянства.

Начиная с этого времени, число его сторонников пошло на убыль, и он окончательно потерял свое влияние. Тем же путем использования крестьянского движения попал в парламент Андрей Ахим (1902), ставший во главе движения в одном из центров Венгерской равнины, г. Бекешчаба. Движение это отличалось весьма радикальным характером, объединив вокруг себя в борьбе против местных помещиков и властей все слои крестьянства, в т. ч. и имущих крестьян, стремившихся «округлить» свои,вклиненные в помещичьи владения, участки. Но Ахим не сумел и не желал придать широкого размаха движению, объединив его с находившимся под руководством Варкони независимо-социалистическим крестьянским движением. Будучи сам кулаком и представителем интересов кулачества, Ахим не хотел повести движение дальше борьбы за эти интересы. Несмотря на это, местные помещики, считая Ахима опасным для себя, убили его. Убийцы его, братья Жилинские (ныне вожди фашистского движения), были оправданы венгерским классовым судом.

В рамках парламентской борьбы началось и протекало движение среднего и крупного крестьянства. Оно первоначально возникло в Задунайской области, но, после того как вождь его Стефан Сабо (см.) из Надьятад был избран депутатом парламента (1910), постепенно распространилось по всей стране. Кульминационного пункта оно достигло после победы контр-революции, будучи представлено в парламенте второй по силе партией. Слияние с правительственной «Партией единства» (см. Буржуазные политич. партии), парламентские компромиссы, ловкая тактика крупных землевладельцев и, гл. обр., куцая земельная «реформа», проведенная в бытность министром земледелия самого Стефана Сабо, окончательно подорвали авторитет этой партии в крестьянских массах. После смерти ее вождя в 1925, у нее осталось лишь ровно столько значения, сколько сочло нужным оставить ей правительство крупных землевладельцев и капиталистов, чтобы использовать ее для своих собственных тактических целей.

Правящие классы В. всегда рассматривали крестьянские движения не как социальную, а как полицейскую проблему.

Введение чрезвычайного положения, издание новых суровых законов против батраков, поощрение правительством эмиграции в Америку — вот средства, к-рыми они пытались разрешить аграрный вопрос. Проблема перераспределения земельной площади была поставлена на очередь дня только империалистской войной и последовавшей за ней революцией. Однако, победившая контр-революция, проведя т. н. аграрную «реформу» (см. Аграрные реформы в буржуазных странах, Венгрия), в результате к-рой доля крупного землевладения все еще составляет около 50% всей земельной площади, прилагает все усилия к тому, чтобы отодвинуть действительное разрешение этого, насущнейшего для трудового крестьянства Венгрии, вопроса.

А. Хевеши.

VI. Политический очерк.

Государственное устройство. — Согласно дей ствующей ныне конституции, Венгрия является королевством, хотя королевский престол временно остается незанятым. Созванное после падения советской власти в 1920 Национальное собрание восстановило институт королевской власти, признав отречение Карла Габсбургского от престола недействительным. До замещения престола Национальное собрание установило институт правителя, пользующегося королевскими правами с некоторыми ограничениями. Тем