Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 14. Высшее - Гейлинкс (1929).pdf/408

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

не что иное, как снятое качество, и это снятое получает место именно посредством рассмотренной здесь диалектики качества. Мы имели сначала бытие и его истиной оказалось становление; последнее образовало переход к наличному бытию, истиной к-рого мы познали изменение. Но изменение обнаружило себя в своем результате не свободным от соотношения с другим и от перехода в последнее для-себя-бытием, и наконец, это для-себя-бытие оказалось в обеих сторонах своего процесса в отталкивании и притяжении, снятием самого себя и, следовательно, снятием качества вообще в целостности его моментов. Но это снятое качество не есть ни абстрактное ничто, ни столь же абстрактное и лишенное определений бытие, а есть лишь безразличное к определенности бытие, и этот именно образ бытия и выступает в нашем обыденном сознании как количество» (Энциклопедия, ч. 1, § 98). Количество столь же непрерывно, сколь и дискретно. Г. различает чистое количество и определенное количество. В чистом количестве различия между непрерывностью и дискретностью существуют лишь в себе, т. е. в качестве идеальных, отвлеченных моментов одного и того же процесса, в качестве безразличных определенностей. Например, абсолютное, материя, чистое пространство  — суть чистые количества, ибо они абсолютно безразличны к различиям. «Материя, взятая абстрактно, — говорит Г., — есть именно то, в чем хотя и имеется форма, но лишь как безразличное и внешнее определение». В о пределенном количестве количество выступает как ограниченное и различенное.

Поэтому непрерывность и раздельность здесь существуют уже не как идеальные моменты, а как определенные различия. Метафизический способ мышления эти различия сводит к двум противостоящим видам величины, между тем как эти противоположности диалектически совмещаются в единстве, составляя лишь два момента этого неразрывного единства. Нет ни только непрерывной, ни только дискретной величины, ибо каждый из этих моментов содержит в себе и другой момент. «Они отличаются друг от друга лишь тем, что одно и то же целое, — как говорит Г., — один раз полагается под одним из своих определений, а другой раз — под другим». Определенное количество находит свою полную определенность вчисле, которое также содержит в себе определенное множество и единство, т. е. раздельность, дискретность и единство. В этом смысле само количество содержит в себе свои качественные моменты. Экстенсивная величина и интенсивная (степень) также составляют единство. Степень и, далее, количественные отношения образуют последующие ступени количества, в к-рых все больше выражается качественный характер самого количества. Содержащиеся в понятии количества противоречия составляют диалектику количества. Результатом диалектики качества явилось количество, результатом диалектики количества получается возвращение к качеству, но не к простому качеству, а к качественному количеству, т. е. к мере.

«В химии, напр., — говорит Г., — мы узнаемколичество соединяемых друг с другом веществ, чтобы познать обусловливающие такие соединения меры, т. е. количества, к-рые лежат в основании определенных качеств».

Мера есть единство качества и количества.

Мы пришли к мере путем двойного перехода от качества к количеству и от количества назад к качеству. Каждая вещь составляет единство противоположностей — количества и качества. — В действительности нет качества без количества и количества без качества; они всегда существуют как неразрывное единство, как мера. Все в природе имеет свою определенную меру. Солнечная система, мир животных и растений, человеческое тело и проч, имеют известную меру.

Мера есть качественное количество (и количественное качество). Качество и количество суть два момента одного и того же целого.

Так как они связаны, то с изменением количества изменяется качество. Но так как оба эти определения проявляются и сами по себе, то количественные определения вещи могут до поры до времени изменяться, не затрагивая, не изменяя качества. Но это изменение количества, т. е. безразличное возрастание и уменьшение имеет свою границу, переход к-рой изменяет и качество.

Взаимные изменения количества и качества совпадают только в определенном пункте, потому что природа их изменений различна.

Изменение количества совершается постепенно, а изменейие качества происходит внезапно, путем скачка, в результате суммирования количественных изменений.

Каждый переход данного качественного состояния в новое образует узел или у зловой пункт. Это узлы одного и того же субстрата, изменяющего свои состояния. Но этот субстрат, лежащий в основе изменений, составляет сущность. Категории сущности, в отличие от категорий бытия, выражают более высокую ступень в процессе познания. Переход от бытия к сущности человеческим познанием совершается в силу сознания того, что непосредственное бытие, к-рое мы ощущаем и измеряем, не есть истинное бытие. Наше мышление ищет за непосредственным бытием истинное бытие, к-рое познается путем размышления. В сфере сущности мы имеем дело с рефлективными понятиями. Обыденное сознание рассматривает вещи со стороны их бытия, т. е. со стороны качества, количества и меры. Но мы видели, что эти непосредственные определения переходят друг в друга, и сущность есть результат их диалектики. В сущности нет больше перехода, а есть только соотношение. Природа рефлективных понятий выражается в том, что из двух определений каждое как бы отражается другим и рефлектирует другое. Напр., положительное и отрицательное, тожество и различие, материя и форма, форма и содержание, основание и следствие, внутреннее и внешнее, вещь и свойство, причина и действие суть в указанном смысле рефлективные понятия, т. к. они существуют только в форме взаимного соотношения, к-рые никогда нельзя разделить или разорвать, но нельзя и соединить так, чтобы они составили одно определение. Все они и едины и двойст-