Страница:БСЭ-1 Том 15. Гейльброн - Германия (1929)-2.pdf/208

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

от Наполеона, был вместе с тем жесточайшим поражением «единой Германии». Даже идея восстановления старой империи не была услышана на конгрессе, так как в интересах держав было поддерживать политическую немощь Г. Г. превратилась в «Германский союз» (Deutscher Bund) слабо между собою связанных 38-ми (с 1817—39  — ти) государств. Немецкий Союзный акт 8/VI 1815 был частью включен в общий акт Венского конгресса и, следовательно, был гарантирован всеми европейск. державами. Пункт 2-й объявлял целью Союза охрану внешней и внутренней безопасности Г. и защиту независимости и неприкосновенности отдельных германских государств. Союз имел только один орган — союзный сейм (Bundesversammlung), состоявший из уполномоченных от правительств и заседавший во Франкфуртена-Майне. Это был постоянный конгресс послов, а не верховный орган федерации.

Делегаты были чиновниками, обязанными сноситься со своими правительствами всякий раз, когда вопросы, поднятые в собрании, выходили за пределы их инструкций.

Сейм должен был установить основные законы и учреждения Союза для управления его иностранными, военными и внутренними делами. При этом, однако, каждое государство продолжало сохранять и своих дипломатических агентов, и свое правительство, и свою армию. Сейм был, так. обр., неспособен ни на какое начинание, не пользовался никаким авторитетом и скоро сделался всеобщим посмешищем.

ОтВенского конгресса до революции 1848. Эпоха, последовавшая за Венским конгрессом, была временем жестокой политическ. реакции. Победители Франции составили так называемый Священный союз (см.) для подавления духа свободы и демократизма. Во главе реакции в Г. стали: юнкерская Пруссия, стремившаяся к ликвидации реформ Штейна и Гарденберга, и Австрия, боявшаяся национальных движений среди своих многочисленных народов. Возврат к старому оказался, однако, не везде возможным. Ст. 13 Союзного акта гласила, что во всех государствах Союза будет введен представительный образ правления. Но слово «будет» делало неопределенным срок и не налагало никаких обязательств на государей, а выражение «Ьапdesstadtische Verfassung» (собственно: представительство земских чинов) напоминало не столько о конституции, сколько о старом сословном представительстве, утерявшем всякое значение и сохранившемся даже в абсолютистской Австрии вплоть до революции 1848, т. к. оно нисколько не мешало режиму императора Франца и Меттерниха.

Абсолютизм сохранился в Австрии, Пруссии и Гессене. Большая часть северо-германских государств (Ганновер, Мекленбург, Саксония и Ольденбург) восстановила представительство «земских чинов». На этих собраниях господствовало дворянство, вообще сильное на севере Г. На юге Г. многие государи решили даровать конституцию по примеру французской хартии. Наиболее либеральной была конституция, дарованная герцогом Саксен-Веймарским. Она предусма  — 772

тривала существование представительного собрания из депутатов от дворян, городов и крестьян, которые были объединены в одну палату и рассматривались как представители всего народа. Палата вотировала бюджет, голосовала законы и налоги; кроме того, была объявлена свобода печати. В Баварии конституция была введена в мае 1818, в Бадене в авг. 1818, в Вюртемберге в 1819, в Гессен-Дармштате в 1820, в Саксен-Кобурге и в Саксен-Мейнингене в 1821; впрочем, все эти конституции были весьма умеренны, с высоким имущественным цензом, в полном соответствии с доктриной об «ограниченном уме» подданных в деле государственного управлейия.

Разница в политическом строе юго-зап. и сев. — вост. Г. соответствовала разнице их социального строя. В зависимости от этого складывались политическ. партии и идейные течения этого времени. Столпом общественной реакции стало заэльбское дворянство.

Проявив некоторую оппозиционность в период реформ Штейна-Гарденберга, оно теперь сделалось верной опорой трона и поддерживало абсолютизм. Официально оно примыкало к теориям, развитым Л . Галлером (см.). Последний приводил в восторг прусского короля, доказывая, что государство  — собственность государя, его подданные  — простые арендаторы, обязанные либо беспрекословно ему повиноваться либо уходить из его владений. В северо-германских государствах сильное дворянство стремилось оградить свои старинные политические права против абсолютистских попыток со стороны государей, особенно там, где последние были иноземцами (напр., в Гольштейнег где государем был датский король). Оновыдвинуло аристократически-либеральную теорию защиты исторических прав. На практике его притязания осуществлялись в сословном представительстве «земских чинов»_ Его теоретиками были два историка: Нибур и Дальман. Либерально-демократич. направление мы встречаем только на юго-западе Германии. Его сторонниками были мелкая буржуазия и интеллигенция, пережившие французское нашествие. В качестве либералов они были поклонниками франц. порядков, выдвигали идею естественного права и верховенства народа и были противниками реакционных государств Г. — Пруссии и Австрии. Но в качестве буржуа они стремились к национальному объединению и прекрасно понимали, что последнее может быть осуществлено только одним из этих государств, т. е. либо Пруссией либо Австрией. Поэтому, они вечно колебались между «свободой» и «патриотизмом», образуя бесконечно’ сложные течения, направления и оттенки,.

Талантливыми их представителями были ученые и публицисты Роттек (см.) и Велькер. Впрочем, их либерализм носил умеренный и мирный характер и ограничивался требованием укрепления конституционной монархии. Более бурно проявлялись либеральные настроения в студенческой среде — в различных гимнастических обществах и студенческих организациях, из которых многие были тайными. Центром их выступлений сделались либеральные Саксен-Вей-