Страница:БСЭ-1 Том 15. Гейльброн - Германия (1929)-2.pdf/229

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

бран Центральный комитет (Лейпцигский), который должен был подготовить съезд. Прогрессистская партия долго сопротивлялась этому плану. «Ничтожный рабочий конгресс» мог лишь ослабить, по ее мнению, борьбу за конституцию, обострившуюся с осени 1862.

Т. к. ЦК не смог разобраться в запутанной политической обстановке и не мог уяснить себе задач современного рабочего движения, он обратился к Лассалю (см.), популярному уже в это время в рабочих кругах, благодаря своей лекции «О сущности конституции» и, особенно, прочитанному в Берлинском ремесленном союзе докладу «Об особой связи современного исторического процесса с идеей рабочего сословия». С именем Лассаля по справедливости следует связывать начало самостоятельного рабочего движения в Германии. Став во главе рабочего движения начала 60  — х годов, он как практический политик оказался скорее демократом, чем социалистом, в большей степени реформистом, чем революционером, но для своего времени он сделал очень много: именно ему рабочее движение обязано своей первой организацией.

В своем «Открытом письме» Лейпцигскому центральному комитету (март 1863) Лассаль призывал рабочих к созданию самостоятельной партии. Этот призыв был понят как разрыв с прогрессистами. Последние заставили зависимые от них рабочие просветительные общества вынести порицание агитации Лассаля, якобы игравшей в руку реакции. Рабочее собрание Берлина (апр. 1863) тоже высказалось против него. За него были рабочие в Лейпциге, Гамбурге и в большинстве прирейнских промышленных городов.

Но Лассаль не унывал. Редельгеймский союз объединенных просветительных обществ области Майна решил устроить диспут между Лассалем и Шульце-Деличем во Франкфурте н/М. (17/V 1863). Последний не явился, и Лассалю удалось, несмотря на все уловки прогрессистов, увлечь за собой собрание.

День спустя то же повторилось и в Майнце.

Затем Лассаль отправился в Лейпциг и здесь 23 мая 1863 положил начало «Всеобщему германскому рабочему союзу». В организации приняли участие 11 крупных промышленных городов Г. Подписавшие устав заявляли, что они «создают общий для всех немецких государств союз, который, исходя из убеждения, что только всеобщее, равное и прямое избирательное право может дать удовлетворительное представительство социальным интересам герман. рабочего сословия и действительно уничтожить все существующие в обществе классовые противоречия, ставит себе целью действовать мирным, законным путем, преимущественно же привлекая общественное мнение на сторону всеобщего, равного и прямого избирательного права». Устав, созданный целиком под влиянием Лассаля, был весьма умеренным и очень далеким от революционности. Но Лассаль действовал в условиях, мало благоприятных для революции, в условиях уже совершившейся буржуазной революции, необыкновенно быстрых успехов капиталистического развития Г., не прерываемого никакими кризисами вплоть до 1873, и все еще продолжающегося политического раздроб 814

ления Г., препятствовавшего не только ее дальнейшему росту, но и единству самого рабочего движения. Всеобщий германский рабочий союз был строго централизованной организацией во главе с президентом, пользовавшимся диктаторской властью. Первым его президентом был Лассаль, избранный на 5 лет. Первые успехи организации были невелики, вопреки ожиданиям ее президента. Если Лассаль мечтал о том, что его партия скоро достигнет 100 тысяч, то в действительности она насчитывала в 1863 около тысячи, а в год его смерти (1864) не более 5 т. человек. Новая партия с самого начала принуждена была стать в известное отношение к событиям, назревавшим в Г. — 60-е годы подготовили решение проблемы германского объединения. Австро  — прусское соперничество вступало в свою последнюю фазу, завершившуюся разгромом Австрии на полях Богемии в 1866. Вскоре после заключения англо-французского (кобденовского) торгового договора 1860, начавшего собою эру континентального фритреда, Франция предложила Пруссии договор на основе понижения таможенных ставок. Пруссия очень охотно пошла навстречу: интересы ее господствующих классов не противоречили этому (см. выше). Понижение пошлин для всего возглавляемого ею таможен, союза окончательно лишило бы Австрию надежды войти в его состав. Поэтому летом 1861 Австрия выступила с неожиданным предложением распространить таможенный союз на всю территорию Германского союза. Пруссия в ответ на это поспешила заключить договор с Францией (29/Ш 1862; принят ландтагом 25/VII) и объявила (5/IX), что она не возобновит таможенного союза, срок к-рому истекал в 1865, с тем из германских государств, к-рое не признает ее договора с Францией.

Повторилась та же игра, что и в 1851—53.

Мелкие государства одно за другим пошли за Пруссией, куда их влекли прямые экономические выгоды. Побитая на поле экономического соревнования Австрия на созванном ею княжеском сейме (Fiirstentag) во Франкфурте выступила с проектом реформы Германского союза (авг. 1863). Во главе Г. должна была стать директория из Австрии, Пруссии, Баварии и двух менее значительных герм. государств и союзный парламент из делегатов от отдельных ландтагов с правом совещательного голоса. Остроумный проект Австрии топил в тине подновленной федерации герман. единство и лишал Пруссию ее преобладания в Сев. Г., а всех немцев вообще  — парламентского представительства.

Бисмарк уговорил короля не ехать на сейм и ловко парировал австр. нападение указанием на то, что австр. проект не предусматривает «истинно-народного представительства». После отказа Пруссии Австрия попробовала создать союз без нее, но мелкие государства, жившие австро-прусским соперничеством, отказались.

Всеобщий германский рабочий союз был еще слишком слаб, чтобы выступать самостоятельно в политической борьбе. Но вопрос, на чью сторону ему стать, был решен Лассалем весьма оригинально. Прогрессистская буржуазия фактически отказалась от