Страница:БСЭ-1 Том 17. Гимназия - Горовицы (1930).pdf/254

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

2) В музыке — отверстия в верхней деке кузова русских народных струнных инструментов (например в балалайке). Форма голосников бывает различна.

ГОЛОСОВАНИЕ, см. Выборы и Избирательное право.

ГОЛОСОВАЯ ЩЕЛЬ, промежуток между истинными голосовыми связками, через который проходит воздух при воспроизведении звуков (фонации) и при дыхании (см. Гортань).

ГОЛОСОВЕДЕНИЕ. Под именем Г. в музыкальной теории разумеется благозвучная и логически обусловленная смена звуков в отдельных голосах полифонического (многоголосного) сочинения. В произведениях строго полифонических музыкальная ткань распределяется между определенным количеством «голосов», каждый из к-рых ведет свою «мелодию», и сцепление этих мелодий обусловливает всю музыкальную ткань («строгий стиль» произведений нидерландских мастеров; «свободный стиль» произведений Баха, Генделя). Общие правила Г. были выработаны сначала на рубеже 15 века и составили краеугольный камень теоретического здания т. н. «строгого стиля». В этих правилах, которые имели целью осуществление максимального благозвучия в музыкальной ткани, основное положение занимает плавность Г., т. е. требование, чтобы каждый голос музыкальной ткани двигался без значительных скачков (на небольшие интервалы), преимущественно «по ступеням», т. е. на секунды, чтобы он избегал ходов на диссонирующие интервалы, чтобы не было «параллелизмов» между отдельными голосами («запрещенных квинт и октав»), чтобы голоса между собою образовывали или консонансы или же диссонансы, но — в последнем случае — чтобы эти диссонансы были «приготовлены» и «разрешены» в консонансы. Логика движения отдельных мелодических линий («голосов») очень часто и в строгом стиле оправдывает, однако, нек-рые отступления от этих правил и обусловливает «благозвучие», несмотря на получающиеся отступления. В так назыв.

«свободном стиле», водворившемся в музыке в 17 в., наблюдается бблыпая свобода Г.: отдельным мелодическим линиям разрешено делать скачки на большие и на диссонирующие интервалы; но, в целях осуществления благозвучия, общая идея Г. сохраняется: логика мелодии каждого отдельного голоса должна сообразоваться с ходами др. голосов и их логикой, отдельные мелодические линии должны иметь самостоятельное мелодическое значение или же, когда они лишаются самостоятельного мелодического значения, конструироваться по принципу наибольшей плавности и гладкости.

Практика композиции показывает, что Г. и его чистота и ясность являются существенным условием композиторской техники и красоты композиции — логика Г. может очень часто оправдать самые смелые гармонические сочетания (примеры в большом числе  — у Баха, у Вагнера). Одновременно чистое и ясное Г. обусловливает и хорошую звучность целого, будь то сочинение для одного инструмента или для ансамбля; поэтому условие чистоты Г. очень важно при оркестровке. Впроизведениях не строго полифонических к голосоведению предъявляются значительно менее строгие требования, но и тут сколько-нибудь ясно выраженные и долго длящиеся голоса должны подчиняться законам чистоты голосоведения.

В современной музыке, введшей в употребление новые диссонирующие звуковые комплексы, самое понятие о Г. в значительной мерё атрофировалось. Эта музыка переходит или к чисто гармоническому созерцанию (последование «гармоний») или же к декоративным приемам, при которых самый критерий благозвучия подвергается значительному изменению.

ГОЛОСОВОЕ ДРОЖАНИЕ, один из методов исследования дыхательных органов, заключающийся в ощущении дрожания при ощупывании грудной клетки в момент произнесения больным громким голосом отдельных слов, особенно содержащих букву «р» (напр. «тридцать три»). Г. д. тем сильнее, чем ниже тон голоса. Усиление Г. д. наблюдается над воспаленными участками легких при свободно проходимых для воздуха бронхах, над кавернами и бронхоэктазиями (см.); ослабление — при непроходимости бронхов, при сдавлении легких, при заполнении плевральной полости жидкостью (плевриты) или газом (пневмоторакс), препятствующими распространению звуковых волн.

ГОЛОСОВЫ, современные архитекторы: 1) Илья Александрович (род. 1883).

Окончил Строгановское училище (по ткачеству и металлу, 1906) и архитектурное отделение Училища живописи, ваяния и зодчества (1912). С 1920  — проф. Московских высш, художественно-техническ. мастерских (Вхутемас — Вхутеин). Один из главных представителей новой рус. архитектуры. После первого периода творчества (1911—18), связанного с классикой, Г., начиная с 1918, стал одним из наиболее ранних представителей формального метода в преподавании архитектуры и конструктивистического направления в области архитектурного проектирования и практики. В качестве проектировщика участвовал в большинстве важнейших конкурсов первого десятилетия революции.

В 1925 Г. — один из организаторов «Общества современной архитектуры» (ОСА). Из осуществленных зданий Г. в плане новой архитектуры следует выделить Клуб коммунальников в Москве (1927—29). 2) Пантелеймон Александрович (род. 1882), брат предыдущего. Окончил Строгановское училище (в качестве художника по металлу, 1905) и архитектурн. отделение Училища живописи, ваяния и зодчества (1911). В1918—20 участник Мастерской по планировке Москвы при Московск. совете. Состоит профессором ряда специальных вузов (по кафедре архитектурного проектирования). В своем творчестве прошел те же этапы развития, к-рые отмечены у его брата: увлечение классикой и после нескольких лет исканий окончательный переход (1921) к конструктивистической архитектуре. Главнейшие работы Г.: доходный дом в Уланском переулке в Москве (1914, в стиле итальянок, ренессанса); скаковые трибуны в Москве; совместная работа с И. Жолтовским по Всероссийской 16*