Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 17. Гимназия - Горовицы (1930).pdf/355

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

в Гималаях (на высоте до 1.000—2.600 м); в Среднем Китае и Амурской обл. — N. саиdatus и N. raddeanus, красивые животные, достигающие в плечах высоты 70 см. Держатся на каменистых утесах, лазают и бегают по страшным кручам с легкостью серны. Пасутся они небольшими обществами по утрам и вечерам; среди дня скрываются в тени от жарких лучей солнца. Мех Г. теплый и ноский. Охота весьма затруднительна.

ГОРАН, Га у ран, нагорье в Сирии, иначе Джебелъ-друз (см.).

ГОРАН (Горон), горная местность в Средней Азии, в верховьях Пянджа — Амударьи, на границе между СССР и Афганистаном. Советская часть Г. включена в Ишкашимский туман (район) Горно  — Бадахшанской автономп. области. Обе части населены таджиками. Число жителей афган, части  — ок. 2 тыс., советской — свыше 1 тыс. Почва Г. песчана и камениста, климат холодный и сухой; из древесной растительности преобладают ивы и пирамидальные тополя. Земледелие возможно на небольших террасах в речных ущельях, расчищенных от камней, и только при искусственном орошении. Сеются преимущественно зерновые хлеба (ячмень, просо, пшеница) и бобовые. Большее значение имеет скотоводство. Сел. х-во недостаточно обеспечивает население; развиты неземледельческие промыслы (вьючный извоз, ткачество, примитивная выделка кож, охота). В афганской части Г. есть рубиновые копи, в наст, время не разрабатываемые.

ГОРАЦИИ, три брата-близнеца, легендарные герои древнего Рима. По преданию, во время войны Рима с его метрополией, Альба-Лонгой, при царе Тулле Гостилии, три Горация были выставлены борцами против трех Куриациев, борцов Альбы, причем было условлено, что исход борьбы решит судьбу войны. В бою двое Г. пали, но уцелевший третий ловким маневром одолел всех трех своих противников, после чего побежденная Альба-Лонга была разрушена римлянами.

ГОРАЦИЙ ФЛАКК (Quintus Horatius Flaccus, 65—8 до христ. эры), первоклассный римский поэт эпохи Августа. Сын вольноотпущенника, родом из южно-итальянск. гор. Венузии (ныне Venosa). Получив очень тщательное образование в Риме, Гораций отправился для научного усовершенствования в Афины, где занимался философией, главным образом эпикурейской, и филологией (литературой и риторикой). В 44 вместе с другими молодыми римлянами поступил в армию М. Брута, появившегося в Афинах, и заслужил звание военного трибуна. Однако, поражение республиканцев при Филиппах (42) «подрезало ему крылья», и только по амнистии он мог вернуться в Рим, где ему пришлось удовлетвориться скромной должностью квесторского писца при государственном казначействе. Но обозначившийся литературный талант сблизил его с выдающимися поэтами Варием и Вергилием, а через них — с другом Октавиана (Августа) Меценатом, который принял его в число своих друзей и подарил ему небольшое живописное имение в Сабинских горах, к С. от Тибура (ныне Тиволи). Такбыла удовлетворена любовь Г. к природе и деревенской жизни и обеспечена его личная самостоятельность, которой он дорожил настолько, что впоследствии отклонил предложение самого Августа занять влиятельное место его личного секретаря.

Гораций начал с «сатир» или «бесед» (sermones, за все время две книги, вторая — с особой наклонностью к драматизации). Это род фельетонов на разн. бытовые и популярно-этические темы в стихах (гекзаметрах).

Образцами послужили «беседы» («диатрибы») греч. популярного философа Биона (300 г. до хр. э.) и сатиры Луцилия (современника Сципиона Африканского Младшего и Гракхов), однако, без резких общественно-политических инвектив последнего, каковых Горацию не позволяло его общественное положение. Его девиз, соответствующий его эпикурейскому умонастроению, — «шутя говорить правду» (ridentem dicere verum), и в изображение жизни он вносит почти неизвестный до того времени римским писателям тонкий благодушный юмор в соединении с прирожденной и развитой любовью к изяществу композиции и формы. На место необработанных по языку и метрике стихов Луцилия являются гибкий стих и очень живая элегантная разговорная речь, достойная цицероновской прозы (особенно эпистолярной). Темы сатир: крайности скупости или тщеславия; забавные бытовые сцены по дороге из Рима в Брундизий; выскочкабогач; претенциозность и ходульность средней руки стоиков; пародия на Гомера в современном римском вкусе и т. д. и т. д.

Одновременно с сатирами Г. начинает. писать «ямбы», или «эподы»,. язвительные стихотворения особого размера (сочетание длинного стиха с более коротким) в подражание Архилоху, не достигая, однако, силы ни его, ни своего римск. предшественника Катулла. Большой горечью проникнуты два ранних его эпода (4-й и 16-й), навеянные междоусобной войной, от к-рой Г. советует бежать на острова блаженных и вести там идиллическую жизнь в стиле так называемого золотого века. Но в остальных эподах политическ. элемент, по той же причине, что и в сатирах, отсутствует.

Архилох привел Г. к Алкею и Сафо: от эподов он перешел уже в зрелом возрасте (с 30 до христ. эры) на собственно лирическ. поэзию с лесбосскими размерами, которыми отчасти пользовался уже Катулл, значительно уступавший Г. во внешней виртуозности формы, но превосходивший его силой своего поэтического темперамента. Придавая главное значение своим формальным заслугам, Гораций и сам не считал себя прирожденным лириком: в противоположность Пиндару, «лебедю» с могучим вдохновением, он называет себя скромной пчелой, способной творить вещи малые, да и то в результате упорного труда. Его оды на самые разнообразные темы, начиная с любовных и кончая житейско  — философскими (здесь он выходит далеко за пределы собственно лесбосской лирики), очень изящны по стиху и классически чистому языку, но они импонируют больше уму, чем чувству читателя. При всем том, и эта область деятель-