Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 17. Гимназия - Горовицы (1930).pdf/42

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

всех времен и народов. В биографии Г., как и многих других великих греков, трудно отделить истину от легенды. Несмотря на это, дошедшие до нас сочинения Г. в значительной мере позволяют восстановить образ Г. и созданной им медицинской науки, т. н.

Косской школы. Для своего времени Г. был великим реформатором и новатором. Объединяя свое учение единой общебиологической системой, он, однако, в своей практической деятельности не позволял догме господствовать над фактами и основное значение придавал врачебному опыту, а не натурфилософским теориям. В противоположность более древним философским. системам, в к-рых господствовал дедуктивный метод, выводящий природу вещей из предвзятых общих отвлеченных понятий, Г. избрал путь индукции, о снованной на наблюдении частных явлений, из к-рых затем уже выводил общую истину.

Если учесть, что во времена Г. вскрытие трупов, вследствие религиозных предубеждений, было почти невозможно и что он владел лишь самыми примитивными методами исследования, нужно признать, что его воззрения на природу человека и его болезни для своего времени стояли на большой высоте. Вкратце они выражаются в следующем: подобно Эмпедоклу, Г. принимает, что все тела состоят из 4 элементов — воздуха, земли, воды и огня. Поскольку каждому из этих элементов присущи определенные свойства (воздуху — холод, воде  — влажность, земле  — сухость и огню — жар), отдельные вещества и предметы, в зависимости от большего или меньшего вхождения в их состав тех или иных элементов, отличаются определенными свойствами. Это относится также к человеку, тело к-рого состоит из жидких и твердых компонентов, связан, между собой огнем  — жаром. Жар этот находится в сердце и отсюда по сосудам растекается по всему телу и регулирует взаимоотношения его частей.

Твердым частям организма Г. придает лишь второстепенное значение, основное же приписйвает жидкостям (крови, слизи и черной и желтой желчи), от правильного смешения к-рых зависит здоровье, от неправильного  — болезни (см. Гуморальная патология). Все болезни проходят через три стадии: 1) сырое состояние — апепсия: вредные соки еще не переварены, 2) варение — пепсис: под влиянием лихорадки болезнетворные вещества обезвреживаются, и 3) кризис, во время которого они удаляются из организма либо сразу (критически) либо медленно (литически).

Процессами излечения управляет «природная сила» (physis), к-рой приписывается чрезвычайное могущество. Вследствие этого врач по возможности должен быть осторожен, чтобы, по крайней мере, не мешать природе.

Количество применявшихся Г. медикаментов невелико и ограничивалось сравнительно безвредными смесями и отварами, а также рвотными и слабительными. Помимо того, употреблялись клистиры, кровососные банки, а также теплые ванны.

В области анатомии и физиологии познания Г. и его учеников были относительно невелики, зато в области изучения болезней он добился больших успехов и с большой полнотой описал все явления, доступные непо 82

средственному наблюдению, как, например, нарывы, фистулы, опухоли, вывихи и т. д.

Кроме того, будучи знаком с выслушиванием и ощупыванием, он довольно подробно описал болезни органов дыхания, отчасти болезни кровеносной системы и др. Обладая значительными познаниями в области офтальмологии, акушерства, гинекологии и т. д., Г., однако, наибольшего успеха добился в хирургии. Им блестяще изложены диагноз переломов и вывихов, лечение ран, приготовления к операции, ему были знакомы трепанация черепа, торакоцентез при гнойн. плеврите, камнесечение и многие др. операции.

Г. уделял большое внимание роли и значению врача в общежитии. Подробно разбирая вопросы врачебной этики, он разработал многие положения, которыми еще по сей день руководятся врачи в своей деятельности. Так, например, по Г., если болезнь требует немедленной помощи, врач должен ее оказать, пренебрегая своими интересами и не заботясь о вознаграждении; когда врач приходит в замешательство, он обязан призвать для совета более опытных товарищей; врач должен строить диагноз на фактах и больше доверять объективному наблюдению, чем субъективным жалобам больного; одной из существенных сторон медицины является не лечение болезней, а их предупреждение, и мн. др. В одном из своих наиболее известных сочинений, «О воздухе, воде и местности», Г. подробно говорит о влиянии внешних факторов на здоровье и болезнь.

Кроме этого сочинения, Г. с несомненностью приписываются также «Прогностика», «1  — я и 3  — я книги эпидемий», «Афоризмы», «Вправление сочленений», «Переломы», «Раны головы», «Диета в острых болезнях» и некоторые другие. Прочие сочинения, вошедшие в т. н.

«Гиппократов сборник» («Corpus Hippocraticum»), собранный только через 150 лет после смерти Г., большинством исследователей считаются относящимися к догиппократовой или поелегиппократовой эпохе.

Значение Г. в медицине исключительно велико; его справедливо считают основателем т. н. клинической медицины, т. е. медицины, к-рая лечит не болезни по установленному шаблону, а больного, учитывая при этом его возраст, конституцию, окружающую среду и т. д. Г. далеко опередил свое время. Авторитет его господствовал в течение ряда веков, и только в эпоху Возрождения отдельные наиболее талантливые врачи впервые осмелились открыто выступить против гегемонии медицины Г. Тем не менее учение Г. еще довольно прочно держалось до середины 19 в., когда должно было уступить место новым учениям — целлюляр! ой патологии Вирхова и др. Впрочем, в наст, время мы снова присутствуем при некотором повышении инт' реса к учениям Гиппократа.

Наиболее полные собрания сочинений: Oeuvres computes d’Hippocrate, publUes par E. LittrG, vis I — X, Paris, 1839—61; Hippokrates samtliche Werke, hrsg. von R. Fuchs, В-de I — III, Miinchen, 1898—1900.

Лит.: Ковнер С., Гиппократ, Киев, 1883; КушневН., Гиппократ, «Врачебное дело», № 5, 1927; Much Н., Hippokrates der Grosse, Stuttgart  — Leipzig  — Zurich, 1926; Sudhoff K., Geschichte der Medizin, S. 62—82, B., 1922. Q, Вейнберг.

ГИППОКРАТ ХИОССКИЙ, греч. геометр, работавший ок. 440 до хр. э. в Афинах над