Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 18. Город - Грац (1930)-2.pdf/153

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

руководства в армии, «бюро» упразднено и заменено «Политическим отделом РВСР» (18 апр. 1919), который в свою очередь преобразован в Политическое управление Республики (ПУР 26 мая 1919); попутно развивались органы фронтового политич. управления. При РВС фронтов и армий приказом РВСР от 5 дек. 1918 созданы политотделы.

На институт воепныхкомиссаров (см.) первоначально возлагался политический контроль над всей организацией и жизнью армии.

Этот институт последовательно развивался н совершенствовался в течение всей Г. в.

В 1919 комиссарский институт распространяется и на низшие тактические соединения (батальоны, даже роты), причем на комиссарский состав выпадают все чаще и чаще задачи не только контролеров, но и администраторов и организаторов Красной армии. Политическая работа (см.) в армии скрепляла ее ряды и создавала из нее боеспособную силу.

Кроме того велась политическая работа в рядах противника и в его тылу, что приводило к разложению противника и было одним из важнейших факторов ее побед.

Комплектование Красной армии командным составом встретило сначала затруднения. Регулярная Красная армия требовала квалифицирован, командного состава, причем приходилось использовать специалистов старой армии. Трудность заключалась в том, чтобы орудие, приготовленное для борьбы против пролетариата, заставить теперь служить ему. Это было в общем, несмотря на многочисленные случаи предательства, достигнуто. Часть старого офицерства добровольно сама пошла на службу пролетариату.

Значительным подспорьем в деле пополнения армии командным составом оказались унтер-офицерские кадры старой армии. Независимо от этих двух источников, ряды красных командиров пополнялись наиболее талантливыми и боевыми «выдвиженцами» из среды самой красноармейской массы, политработников и добровольцев — революционных рабочих. Из среды рабочих с революционным прошлым выдвинулись крупнейшие деятели Красной армии, настоящие самородки. Прочные основания пополнению Красной армии командным составом однородного классового происхождения были положены организацией целой сети воен, учебных заведений.

Но главным источником пополнения армии командным составом во время Г. в. явились мобилизации офицерского и унтер-офицерского состава старой армии. Первая местная мобилизация кадровых офицеров была объявлена Комитетом революционной обороны г. Петрограда 2 марта 1918: Отмена выборного начала в армии (приказ Высшего военного совета о специалистах военных сообщений от 21 марта и декрет о порядке замещения должностей в РККА, принятый в зазаседании ВЦИК от 22 апр.) и рост Красной армии привели к необходимости общей мобилизации военных специалистов. 10 июля 1918 последовала резолюция 5 Съезда Советов об использовании опыта и знаний военных специалистов на тех постах, «какие им укажет Советская власть». По 1 января 1919 в Красную армию было призвано 165.113 чел. командно-административного состава. По15 авг. 1920 в Красную армию было призвано 314.180 специалистов, из которых б. подпрапорщиков и унтер-офицеров 214.717, б. офицеров 48.409, бывш. военных чиновников 10.339, врачей (медицинских и ветеринарных) 13.949, низшего медицинского состава 26.766. За то же время военно-учебные заведения всех категорий дали армии 39.914 командиров. В конце декабря 1920 в Красной армии состояло 130.932 человека комсостава и 315.747 чел. административного состава. В связи с неудачами на Южном фронте в 1919 и случаями измены и предательства ком. состава, в ряде частей и комячеек возникло огульное недоверие к военным специалистам. ЦК в своем письме от 9 июля особо затронул этот вопрос, подчеркнув, что «было бы непоправимой ошибкой... возбуждать из  — за этого вопрос о перемене основ нашей военной политики». В 1920, после наступления Пилсудского на Киев, 2 июня было опубликовано особое обращение СНК к б. офицерам за подписью В. И. Ленина, в результате к-рого даже «белые офицеры» охотно шли в армию.

Результаты комплектования Красной армии красноармейцами по добровольческому принципу оказались недостаточными в обстановке развертывающейся войны. К 10 мая 1918 вновь формируемая армия насчитывала всего до 306.000 человек, в т. ч. 34.000 красногвардейцев и 250.000 красноармейцевдобровольцев, гл. обр. солдат старой армии.

Добровольческая система укомплектования требовала отмены по следующим основаниям: она не позволяла резко порвать с отрядной системой формирование; делала неизбежной текучесть личного состава; не’давала твердой уверенности в систематичности и своевременности дальнейшего притока добровольцев. Необходимость перехода к обязательной военной службе дала себя почувствовать рано. Но для этого предварительно нужно было: 1) создать организацион. формы для обильного притока пополнений, 2) выз вать сдвиг в настроениях крестьянства, к-рое не понимало необходимости и неизбежности революционной войны. Этот сдвиг в настроениях крестьянина начал обнаруживаться с весны и лета 1918. Но в предвидении его были уже приняты подготовительные меры.

В качестве одной из первых можно рассматривать декрет ВЦИК от 22 апреля 1918 об обязательном военном обучении всех трудящихся. Затем следует декрет об обязательном 6-месячном сроке службы добровольцев, закрепляющий в армии основное кадровое ядро. И наконец 29 мая 1918 появляется декрет ВЦИК о частной мобилизации рабочих и крестьян в наиболее угрожаемых участках прифронтовой полосы и в обеих столицах. На основе его 12 июня 1918 мобилизованы 5 возрастных классов (1893—1897) в 51 уезде Приволжского, Уральского и Западно-Сибирского военных округов. 17 июня 1918 призваны 2 возрастных класса рабочих Москвы и ее пригородов; 29 июня такой же призыв произведен и в Петрограде. 26 июня 1918 в Совнарком внесен проект об обязательной военной службе с привлечением буржуазии в тыловое ополчение.

5 Съезд Советов 9 июля 1918 подтвердил все