Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 21. Дейли - Джут (1931).pdf/192

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

розыском. Строжайшая конспирация, полная безответственность и не связанный никакими рамками простор деятельности приводили к тому, что секретные сотрудники и руководившие ими жандармские офицеры с благословения Д. п. совершали поступки, уголовно наказуемые даже по царским законам. Жандармские офицеры снабжали сотрудников подложными документами, освобождали их из тюрьмы, распространяли при их помощи нелегальную литературу, ставили нелегальные типографии, а потом все это арестовывали и получали за это чины, знаки отличия и делали карьеру.

Наряду с внутренней агентурой другим источником осведомления Д. п., а также подведомственных ему охранных отделений и жандармских управлений было наружное наблюдение, тщательная разработка всех сведений прессы, и наконец одним из важнейших источников сведений, получаемых Д. п., была перлюстрация писем членов революционных организаций, результатом которой являлась так назыв. «разработка» (см. Перлюстрация). Работа местных охранных отделений сводилась в особые доклады и донесения.

Провокаторская деятельность Д. п. выразилась в 1905 и после в открытом содействии черной сотне, в организации черносотенных погромов, в печатании черносотенных прокламаций (по распоряжению вице-дир. Д. п. Рачковского, под прямым руководством ротм. Комиссарова).

Д. п. просуществовал вплоть до революции 1917. В первые дни Февральской революции фонды полицейских учреждений, в т. ч. и Д. п., значительно пострадали. Перед зданием Д. п. день и ночь горели костры из . документов, дел, фотографических карточек, выброшенных несомненно секретными сотрудниками. В самом помещении Д. п. большинство шкафов было взломано. Некоторые отделы (напр. 8-е делопроизводство, ведавшее делами по борьбе с преступностью) были уничтожены полностью, другие значительно пострадали. К счастью почти целиком сохранились наиболее ценные в историческом отношении материалы Особого отдела. Временное правительство отдало распоряжение об охране полицейских архивов только тогда, когда масса документов была уже расхищена и уничтожена. Только Советская власть спасла гибнущие архивы и дала средства для приведения их в порядок и изучения. Архивы Д. п. дают исключительный по своей ценности материал по истории революционного движения в России. История революции зарегистрирована в документах Д. п. злейшими врагами революции, на всех документах лежит налет полицейской безграмотности, а нередко имеются и попытки сознательного искажения действительно сти. В настоящее время фонды Д. п. хранятся в Архиве революции и внешней политики в Москве. Ред. В. Невский.

Лит.: Рукопись К. И. Воиновой, Путеводитель по Архиву революции и внешней политики, подг. в 1925, хранится в Центрархиве; Максаков Б,, Архив революции и внешней политики XIX и XX вв., «Архивное дело», Москва, 1927, вып. 13, стр. 27—41; Ольминский М., Из прошлого, Москва, 1922, ст.; Происхождение жандармов; Щеголев П., Охранники и авантюристы,М., 1930, ст.: Жандармские откровения; Падение царского режима (Стенографические отчеты допросов и показаний...), ред. II. Е. Щеголева, т. I, 2 изд., М. — Л., 1926, т. IV, Л., 1 925; Волков А., Петроградское охранное отделение, П., 1917; Жилинс ки й В. Б., Организация и жизнь охранного отде, ления во времена царской власти, «Голос минувшего»,.

М., 1917, № 9—10; Лопухин А. А., Отрывки из. воспоминаний (По поводу «Воспоминаний» гр. С. Ю. Витте), М. — П., 1923; его ж е, Из итогов служебного опытц (Настоящее и будущее русской полиции), М., 19Q7; Витте С. Ю., Воспоминания, т. I — II, Берлин, 1922; А. П., Департамент полиции в 1892—1908 гг. (Из воспоминаний чиновника), «Былое», П., 1917, № 5—6; С. пиридович А., Записки жандарма, 2 изд., Харьков, 1928; Меньшиков • Л. П., Охрана и революция (К истории тайных по! литических организаций.. ), ч. 1 (Годы реакции, 1885—1888), М., 1 925, ч. 2 (1898—1903), М., 19^9.

ДЕПАРТАМЕНТСКАЯ ГВАРДИЯ, особый

отряд, который должен был быть набран по департ, для охраны Конвента в эпоху Велц! кой французе#, революции. Постановление
о создании Д, г, было вынесено Конвентом в конце сентября 1792 по настоянию жирон, дистов, которые хотели противопоставить ; Д. г., набранную под контролем жирондист\ ски настроенных департаментских властейг влиянию Парижской коммуны и секций, 1 служивших опррой монтаньярам. Однако ! Д. г, так и не была создана, а отдельные ее части, организованные в нек-рых департаментах цод влиянием жирондистов, были ; распущены Конвентом после падения этих t последних в августе 1793.
ДЕПЕРЕ (Deperet), Шарль (1854—1929),
выдающийся французек. палеонтолог, про; фессор (позднее декан) естествецно-научцого ; факультета ун-та в Лионе, Д. — автор ряда ‘ крупных монографий по филогении, гл. обр. млекопитающих (в частности копытных), а также по плиоценовой фауне млекопитающих. В своем известном труде «Превраще ния животного мира» (рус. перев., П., 1915) Д. дал ценную сводку состояния эволюционной теории в палеонтологическом разрезе, в обшем идя наст, времени превосходно отражающую мнение большинства палеонтологов по главным вопросам трансформизма.

Особо крупное значение в эволюционном процессе имеет по Д. миграция организмов.

В вопросах эволюционной теории Д., подобно большинству палеонтологов, является эклектиком, сочетающим элементы дарвинизма, ламаркизма и ортогенеза.

Гл. работы: Les transformations du monde animal, P., 1907; Considerations generates sur les vertebr6s pliocenes de 1 ’Europe, «Annales de science g£ologique», 1885; L’histoire g£ologique et la phylog£nie des anthracotheridi s, «Comptes rendus de Г Academic* des sciences», v. CXLVI, P., 1908, p. 158.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ, болезненное со стояние психики, характеризующееся потерей ощущения собственной личности; слагается Д. из отсутствия сознания собственной психической активности и чувства отчужденности от своих же восприятий. Мысли и поступки возникают как бы по инерции, не сопровождаясь переживанием непосредственной, интимной связи с личностью; отсюда сравнение себя с автоматом, марионеткой и т. д. Больной смотрит на себя безучастно, как бы со стороны; черты собственного лица в зеркале и звук собственного голоса кажутся ему чуждыми и незнакомыми,, а ощущения, возникающие в теле, — лишенными того интимного оттенка, к-рый придает им личный характер. В более тяжелых слу-