Страница:БСЭ-1 Том 21. Дейли - Джут (1931).pdf/391

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


ДЖЕМС (James), Ричард (около 1592—1638), англ. священник, член англ. посольства в Москве (1618). В его записной книжке (найденной в 1845) обнаружены помимо русско-английского словаря, составленного Д., также шесть текстов, записанных кем-то для Д. на русском языке исторических и лироэпических песен. Записи Д. являются одной из старейших записей рус. песен и ярким свидетельством политического значения фольклора для того времени: большинство песен говорит или о лицах и событиях современных записи или о лицах и событиях недавнего времени. Впервые песни эти напечатаны в «Памятниках и образцах народного языка и словесности» (СПБ, 1852); перепечатаны с фотографией рукописи и с добавлениями акад. Ф. Е. Корша, П. К. Симони в «Сборнике Отделения русск. языка и словесности Академии наук», том LXXXI1, СПБ, 1907, № 7.

ДЖЕМС (James), Уильям (1842—1910), америк. психолог и философ. Сперва изучал естественные науки и медицину, с 1873  — руководитель семинария по физиологии в Гарвардском университете, с 1880  — проф, философии, потом психологии, затем опять философии. Сочинения Д. получили большое распространение в широких кругах америк. и европейской буржуазии не только вследствие выдающегося литературного таланта Д., но прежде всего потому, что они в популярной форме выражали охватившую буржуазную мысль 20 в. тенденцию алогизма и мистического антирационализма. Д. не создал законченной системы.

Его философское развитие представляет ряд последовательных периодов, из которых каждый характеризуется новой доминантой теоретич. интересов. Последовательно в центре внимания Д. стояли: общие и специальные вопросы психологии, проблемы религии и мистики, методология и теория познания «прагматизма». — Психологию Д. рассматривает как естественную науку, полагая, что психология еще очень далека от законченности. Будучи сторонником непосредственного описания душевных процессов, Д. не удовлетворяется самонаблюдением и пользуется результатами психофизического эксперимента. Для психологии Д. характерен волюнтаризм: самое понятие воли Д. стремится свести к понятию внимания, подчеркивая активность душевного начала и роль двигательных элементов. Смена состояний сознания образует, по Джемсу, сплошной «поток»: состояния сознания непрестанно сменяются т. о., что настоящее заключает в себе все прошедшее; каждое состояние окружено, как неясным ореолом, другими, в силу чего жизнь текучих образов сознания представляет некоторое единство. Дополнительные переживания, придающие ту или инуюокраску основному переживанию, Д. называет психическими «обертонами». — В своевремя сильно нашумела предложенная Д. И’ развит »я впоследствии Ланге (см.) теория эмоций, пи которой психическое ядро эмоции является вторичным и производным от той двигс! тельной реакции, к-рая вызвана «эмоциональным восприятием». Согласно этой? теории существенный момент эмоции заключается в выразительных движениях, психическая же сторона является лишь отзвуком движ» ний и органических ощущений: не потому мы плачем, что нам грустно, но, напротив, нам грустно оттого, что мы плачем.

Впрочем Д. спешит отмежеваться дан-. е от этой вполне механистической — формыматериализма. Признавая, что психологии должна быть предоставлена полная возможность двигаться в материалистическом направлении, Д. в то же время оспаривает руководящее положение физиологической психо логин, согласно которому все душевные процессы — функция мозговой деятельности и относятся к ней, как действия к причине.

Решение ряда < основных вопросов психологии и философии Д. предоставляет онтологии. Так, Д. отстаивает т. н. «периферическую» теорию душевной жизни, которая, несмотря на учение Д о «потоке сознания» и общий спиритуалистический характер . его мировоззрения, есть одна из разновидностей механистического понимания психики.

Теория познания Д., обыкновенно озна-г чаемая термином прагматизм (см.), представляет собой сочетание традиционного метафизического идеалистического эмпиризма с биологией и психологией и всего менее поддается резюмированию в сжатых формулировках вследствие присущего ей алогизма.

Алогизм Д. представляет воинственную форму критики самого существа логического мышления, каковое Д. считает неспособным проникнуть в иррациональную основу действительности. Алогизм тесно срастается у Д. с номиналистической онтологией, признающей только индивид, факты и отказывающейся от всяких попыток установить связь между явлениями и сущностью. Подобно прочим алогистам, Д. впадает в противоречие с собственными предпосылками: отрицая гносеологическую ценность логического мышления, Д. в то же время признает незыблемое значение метафизических принципов формальной логики. В своей борьбе против «интеллектуализма» Д. идет еще дальше Бергсона. Считая чистую мысль фикцией на том основании, что истина всегда оказывается объектом уверенности, а уверенность — правилом для действия, Д. утверждает, что для выяснения смысла понятий следует рассматривать вытекающие из них практические следствия. Прагматизм Д. — не законченная философская теория, а скорее метод установления реальных различий между отвлеченными идеями соответственно результатам, получаемым при применении этих идей на практике. С этой точки зрения критерием истинности идей служит субъективное «удовлетворение», доставляемое их практическим применением, «полезность» этих идей. Таким образом Джемс приходит к утилитарной теории истинности, сближающей его с Махом.