Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 22. Джуца - Договор торговый (1935).pdf/177

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

поставленными практически в конце 1905 года» (Ленин, Соч., т. XXV, стр. 432). Таким образом ленинское учение о советах и о советской власти, как государственной форме Д. п., было подготовлено в 1905, поскольку Ленин еще тогда открыл значение советов, как зародышевых органов революционной власти. «Но объединенную в государственном масштабе советскую власть, как государственную форму диктатуры пролетариата, Ленин открыл лишь в 1917 г. и подробно разработал вопрос об этой новой форме политической организации переходного общества летом 1917 г., главным образом в своей книге „Государство и революция“» (Сталин, Об оппозиции, М. — Л., 1928, стр. 520).

В «Письме издалека», написанном из Швейцарии при первых известиях о Февральской революции 1917, Ленин отмечает как важнейший факт то, что рядом с Временным правительством, приказчиком империалистической буржуазии, возникло «новое, неофициальное, неразвитое, еще сравнительно слабое рабочее правительство, выражающее интересы пролетариата и всей беднейшей части городского и сельского населения. Это — СоветР абочих и Солдатских Депутатов в Питере» (Ленин, Соч., т. XX, стр. 18). Исходя из этого основного факта — установившегося после февраля двоевластия, — Ленин выдвигал перспективу перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую под лозунгом: «вся власть советам». В апрельских тезисах, опубликованных по приезде в Россию, Ленин писал: «Не парламентарная республика, — возвращение к ней от С. Р. Д. было бы шагом назад, — а республика Советов Рабочих, Батрацких и Крестьянских Депутатов по всей стране, снизу доверху» (там же, стр. 88). Тактический путь, намеченный Лениным, состоял в борьбе за большевистское влияние в советах, за изгнание оттуда оппортунистов. Ленинской линии противостояла линия правых (Каменев), настаивавших на совместной работе с мелкобуржуазным оборонческим блоком. Под флагом «доведения до конца буржуазно-демократической революции» правые ориентировались на обычный путь развития в рамках буржуазного парламентаризма, отвергая ленинское учение о государстве типа Парижской Коммуны, отрицая возможность переходных мер к социализму. Позиция Каменева означала поддержку оборончества и тем самым поддержку Временного правительства и капитуляцию перед империализмом. Против ленинской линии также выступал Рыков, который на апрельской конференции говорил: «Рассчитывать на сочувствие масс социалистической революции невозможно, и потому, поскольку партия будет стоять на точке зрения социалистической революции, постольку она будет превращаться в пропагандистский кружок... Я думаю, что по всем условиям... инициатива социалистического переворота принадлежит не нам. У нас нет сил, объективных условий для этого». С другой стороны, приходилось бороться с «левыми», выдвигавшими лдзунг немедленного свержения Временного правительства, отрицавшими необходимость подготовительной работы по мобилизации масс, по разоблачению оборончества, не учитывавшими того, что Временное правительство существовало тогда только потому, что имело возможность опереться на советы, находившиеся в руках с. — р.и меньшевиков. На этой же позиции «левой» фразы стоял и Троцкий, не желавший считаться с этапами развития революции и находивший возможным в апреле 1917 непосредственный захват власти рабочим правительством. Ленинский лозунг превращения советов в органы государственной власти являлся наилучшим средством разоблачения соглашательских партий и их изоляции в массах.

После июльских дней, когда двоевластие уступило место буржуазной диктаторе, а меньшевистско-эсеровские советы превратились в этот период в прикрытие кадетско-генеральской контрреволюции, партия временно сняла лозунг  — «вся власть советам». Мирный переход власти к данным советам был уже невозможен.

Фактическая власть принадлежала военной клике, возглавляемой Керенским, к-рую поддерживала не только буржуазия, но и меньшевистско-эсеровский ЦИК. Перед пролетариатом встала задача свергнуть эту контрреволюционную власть путем вооруженного восстания.

«Мы и тогда будем за построение всего государства по типу Советов, — писал Ленин, — это так.

Это не вопрос о Советах вообще, а вопрос о борьбе с данной контрреволюцией и с предательством данных Советов» (Ленин, Соч., т. XXI, стр. 38).

Работа Ленина «Государство и революция», подготовленная в Швейцарии, написанная летом 1917 и опубликованная уже после Октября, возродила подлинное учение Маркса о государстве и Д. п. и являлась дальнейшим развитием и обогащением этого учения. Она не только нанесла решающий удар лжемарксистам 2 Интернационала, извращавшим и опошлявшим ревот люционное учение Маркса, в первую очередь Каутскому, но она была направлена также и против анархических ошибок Бухарина, защищавшего теорию «взрыва» государства, предлагавшего воспитать в рабочем классе «ненависть к государственности» вообще (ст. в журн. «Интернационал молодежи» за 1916, № 6, и ст. «К теории империалистского государства», предназначавшаяся для сборника «Социал-демократия», но отвергнутая редакцией и опубликованная много позже, в 1925 году, в сборнике «Революция права»). Отмечая полуанархические ошибки Бухарина, Ленин писал: «Не „государственность" столкнулась с отрицанием государственности, а оппортунистическая, политика (т. е. оппортунистическое, реформистское, буржуазное отношение к государству) столкнулась с революционной социал-демократической политикой (т. е. с революционным социал-демократическим отношением к государству буржуазному и к использованию государства против буржуазии для ее свержения). Это вещи совсем, совсем различные» (Ленин, Соч., т. XIX, стр. 296).

В «Государстве и революции» Ленин отправляется от того учения о сущности государства, к-рое создано было Марксом и Энгельсом. Согласно этому учению государство является продуктом и выражением непримиримости классовых противоречий; оно представляет собой организацию насилия для подавления одного класса другим. Государство — это особые отряды вооруженных людей, к-рые имеют в своем распоряжении тюрьмы и другие материальные средства принуждения и подавления. Назначение буржуазного государства состоит в том, что оно является орудием, обеспечивающим эксплоатацию пролетариата. Освобожде-