Страница:БСЭ-1 Том 22. Джуца - Договор торговый (1935).pdf/200

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

чительное значение» [XVII Съезд ВКП(б), Стенографии, отчет, М., 1934, стр. 670 и 671].

Указав ряд неизжитых в построении и работе гос. аппарата недостатков (канцелярско-бюрократические методы руководства, невнимание к низовым органам, дача «общих», отвлеченных директив вместо конкретного руководства и изучения деталей работы, отсутствие проверки исполнения, функциональная система построения аппаратов, разбухание штатов и пр.), Съезд дал ряд директив по перестройке и улучшению всей работы советского и партийного аппарата сверху донизу. «Непременным условием успешного осуществления этих задач (т. е. задач улучшения аппарата. — Н. Ч.) Съезд считает дальнейшее развертывание самокритики, соцсоревнования, активности и самодеятельности партийных, рабочих и колхозных масс и их массовых организаций» (там же, стр. 671).

Революционная законность как метод советского управления. Закон советского государ ства есть одно из орудий Д. п., формулировка задач и методов работы государственных органов па определенный период времени. Пролетариат создает новые, свои собственные основы государственной деятельности и формы регулирования общественных отношений. Упраздняя законы свергнутых правительств, государство Д. п. издает собственные законы и распоряжения и требует их точного и строгого выполнения всеми учреждениями, должностными и частными лицами. «Законность, — указывал Ленин, — должна быть одна, и основным злом во всей нашей жизни и во всей нашей некультурности являются попустительство исконно-русского взгляда и привычки полудикарей, желающих сохранить законность калужскую в отличие от законности казанской» (Ленин, Соч., т. XXVII, стр. 299).

Единообразное понимание установленных законов и применение их в интересах социалистического строительства — таково существо революционной законности. Содержание и задачи ее меняются в связи с различием этапов соц. строительства. На пленуме ЦК в январе 1933 Сталин говорил, что задачей рев. законности в восстановительный период нэпа было содействие развитию тех отношений, которые были вызваны к жизни на том этапе; в реконструктивный же период, когда вопрос «кто кого» в СССР решен бесповоротно в пользу социализма в городе и деревне, основной заботой рев. законности является охрана священной и неприкосновенной гос. и общественной социалистической собственности.

Строжайшее соблюдение рев. законности есть мощное орудие подавления классовых врагов, старающихся использовать всякий прорыв в этом отношении, борьбы со всякими проявлениями буржуазных влияний в среде трудящихся, борьбы с бюрократизмом, волокитой, разгильдяйством и головотяпством в гос. аппарате, мощное орудие воспитания новой трудовой дисциплины, социалистического отношения к государственной и общественной собственности, борьбы за качество продукции наших предприятий, за пролетарскую культуру и пр.

Суд, являясь одним из органов подавления классовых врагов и борьбы с эксцессами в среде самих трудящихся, в то же время представляет собой и орган воспитания масс и вовлечения их в работу государственного управления. «Суд есть орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибосудебная деятельность есть одна из функций го* сударственного управления),... суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства,...* суд есть орудие воспитания к дисциплине» (Ленин, £оч., т. XXII, стр. 460). Советский суд — не орудие эксплоатации, каким является буржуазный суд, а «орудие воспитания на прочных основах социалистического общества» (там же, стр. 212).

Важнейшим органом охраны революционной законности и борьбы за нее является прокуратура, организованная в настоящее время во всесоюзном масштабе. Основное назначение прокуратуры — вести борьбу за соблюдение и правильное проведение в жизнь законов советского государства всеми органами и должностными лицами. Именно эту задачу прокуратуры отмечал Ленин в своем письме Сталину «О двойном подчинении и законности»: «Прокурор имеет право и обязан делать только одно: следить за установлением действительно единообразного понимания законности во всей республике, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям» (Ленин, Соч., т. XXVIL, стр. 299). В то же время Ленин предостерегал от формализма в толковании и применении закона, что так характерно для буржуазного понимания законности и что делает буржуазную законцость полной противоположностью пролетарской революционной законности. Наиболее острым орудием борьбы государства Д. п. за укрепление завоеваний революции, подавления всех происков классовых врагов и их попыток сорвать социалистическое строительство являлись ВЧК и впоследствии ОГПУ. Эти органы суровой пролетарской репрессии вызывали поэтому наиболее яростную ненависть у всех врагов Д. п. «Без такого учреждения, — говорил Ленин, — власть трудящихся существовать не может, пока будут существовать на свете эксплуататоры, не имеющие желания преподнести рабочим и крестьянам на блюде свои права помещиков, свои права капиталистов» (там же, стр. 140). — Наряду с рабоче-крестьянской Красной армией, являющейся могучим орудием борьбы государства Д. п. с внешними врагами в лице мировой империалистической буржуазии, НКВД и его управление по охране общественной безопасности являются также мощным орудием . борьбы пролетариата, с агентурой этой буржуазии внутри СССР. Борьба за охрану и укрепление революционной законности кроме специальных государственных органов (в т. ч. и раб. — кр. милиции) проводится и рядом массовых организаций  — секциями революционной законности горсоветов, группами содействия прокуратуре, общ. организациями содействия милиции, товарищескими судами и т. п. Во все эти органы втягиваются широчайшие массы трудящихся, учась на этой работе государственному управлению, воспитываясь в духе новой дисциплины труда, нового отношения к социалистической собственности.

Отмирание государства. Д. п. является по существу «пол у государством», она сама подготовляет условия отмирания государства. «Уничтожение государственной власти есть цель, которую ставили себе все социалисты, Марко в том числе и во главе. Без осуществления этой цели истинный демократизм, т. е. равенство и свобода, неосуществим. А к этой цели ведет практически только советская или пролетарская демократия, ибо, привлекая к постоянному ине13*