Страница:БСЭ-1 Том 23. Доде - Евразия (1931).pdf/284

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

Из всех растущих в СССР Д. наибольшее значение имеет стебельчатый, черешковый, или летний Д. (Q. pedunculata), т. к. он образует у нас обширные леса не только в средней полосе, но и в предгорьях Кавказа и Крыма. На Ю. и Ю.-З. к летнему дубу присоединяется зимний, или сидячий Д. (Q. sessiliflora) и пуши ст ый Д. (Q. pubescens),'HO ни тот ни другой таких обширных лесов, как летний Д., не образуют. Названия летний и зимний Д. произошли от того, что первый теряет листья уже осенью, а второй сохраняет отмершие листья до весны. Кроме того у летнего Д. женские цветы, а следовательно потом и жолуди имеют длинные ножки; а у зимнего дуба женские цветы и жолуди почти без ножек. Каждый из этих видов в свою очередь подразделяется на большое количество мелких форм, различающихся по характеру строения листовой пластинки, форме плодов, строению древесины, времени распускания листвы и др. признакам.

Из этих форм следует отметить для Q. pedunculata рано распускающуюся форму (var. ргаесох) и поздно распускающуюся форму (var. tardiflora), которая иногда носит название петровского Д. Последняя отличается стройностью ствола, более твердой древесиной и пригодностью для разведения в морозобойных местах, т. к. вследствие позднего распускания она меньше повреждается весенними заморозками. Признаки Q. peduneulata и Q. sessiliflora в местах соприкосновения обоих дубов сглаживаются, и поэтому до сих пор некоторые систематики отличают только один вид Д. с двумя разновидностями — летний Д. и зимний Д. Все три наших вида Д. имеют характерную форму листьев, но даже в Европе есть Д. с иначе устроенными листьями (см. таблицу). Летний Д. на север доходит до границы, идущей приблизительно от Ленинграда на Ярославль, на среднее течение Камы и к Уральским горам, не доходя которых граница поворачивает на юг. На Ю. граница сплошного расселения Д., совпадает приблизительно с границей коренной степи и идет на Полтаву, Харьков, Саратов, Самару, где переходит через Волгу и идет на В. к Уральским горам. В юж. половине этой широкой полосы Д. образует иногда обширные чистые насаждения (массивы); к северу Д. встречается все реже и реже и становится лишь примесью к другим лесам и наконец встречается в виде кустарника. На Юге Д. опять появляется в предгорьях Кавказа и Крыма, образуя иногда обширные леса (Ставропольский округ). Летний дуб столь же широко распространен и в Запади. Европе; как в Германии, так и во Франции местами еще сохранились обширные дубовые леса, хотя там Д. вытесняется буком, как в СССР он вытесняется елью.

В СССР лучшие дубовые леса растут в приволжских областях и около северной границы чернозема. Повидимому после ледникового периода (см.) Д. заходил дальше на С., но был затем вытеснен другими деревьями, особенно елью. За это говорят попадающиеся во многих реках, около которых дуб уже не растет, огромные стволы дуба, древесина которых, богатая дубильными веществами,под влиянием железных солей речных вод Окрашивается в черный цвет. Такой мореный Д. в некоторых случаях так хорошо сохранился, что его употребляют на поделки.

Д. вытесняется другими деревьями, потому что он является требовательной породой к питательным солям почвы, к свету и теплу.

Поздние заморозки нередко убивают молодые побеги и цветы, а ранние морозы осенью  — жолуди и еще неокрепшие побеги. Для своего нормального развития летний дуб нуждается в глубокой питательной и свежей почве.

В молодости он развивает сперва сильный главный корень и мощную корневую систему; ствол растет медленно, и лишь к 60 годам Д. принимает свою характерную форму, особенно типично развивающуюся при свободном или редком стояний деревьев. Тогда получается огромная крона, иногда в 30—40 м в поперечнике из толстых, но редких сучьев, отходящих от толстого ствола. Все дерево производит впечатление крепости; поэтому многие народы почитали Д. как олицетворение силы, и он считался у них священным деревом (греки, римляне, германцы). Чистые дубовые насаждения обычно светлы, так как старые деревья стоят далеко одно от другого. Вследствие этого между деревьями легко поселяются др. лесные деревья, которые заглушают молодые всходы Д* Поэтому дуб обычно’ разводится искусственно, посадкою, естественное возобновление происходит редко. В СССР на 3. и особенно на Ю.-З. дубовые леса вытесняются грабовыми, а на С. — еловыми. Размножение Д. представляет затруднения еще и потому, что повидимому все виды его (как и наш летний Д.) — микотрофные растения (см. Микориза), развивающиеся плохо, если нет подходящего гриба. Но зато дуб дает сравнительно легко поросль от пня, легче всего в возрасте 30—40 лет, но и 60—80  — летние деревья могут дать хорошую поросль. Однако качество древесины тогда не такое высокое, и порослевая культура применяется, если Д. идет на добычу дубильного корья (см. ниже). Отношение дуба к свету определяется поговоркой лесоводов: Д. любит расти в шубе, но с открытой головой, т. е. наилучшие условия произрастания для Д. будут при боковом отенении, но с открытой вершиной. Жолуди Д. созревают осенью в год цветения и по созревании опадают на почву. Семенные годы у Д. наступают через 5—7 лет; в местностях с более теплым климатом срок этот сокращается до 2—3 лет.

Начинает плодоносить Д. в древостоях семенного происхождения в 55 лет, а порослевого в 30 лет; Д. же, выросший на свободе, приносит жолуди уже с 25 лет. В урожайный год с одного га спелого дубового древостоя можно собрать 1.000 килограмм, жолудей, причем в одном килограмме бывает от 250 до 350 штук жолудей в зависимости от их величины.

Ствол Д. составляет в среднем 55% массы всего дерева, крона  — 20% и сильно развитая корневая система  — 25%. Общая производительность нормальных дубовых древостоев в зависимости от бонитета, условий произрастания и происхождения дубрав в 100  — летнем возрасте следующая (с га вм3):