Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 23. Доде - Евразия (1931).pdf/315

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

протестах к. — д. — контроля над деятельностью правительства в этой области i вплоть до посылки своих уполномоченных на места. По вопросу о безработных с. — д. развернули яркую картину положения рабочего класса, требуя создания комиссии, к-рая собирала бы сведения о безработице в городах. По аграрному вопросу они выдвинули проект аграрной программы, принятой на Стокгольмском съезде.

Несмотря на ряд революционных выступлений под влиянием большевистской части фракции, напр. при обсуждении бюджета, когда фракция потребовала отклонения бюджета в целом, она не сумела дать в предложенной ею резолюции социалистического обоснования своего отношения к бюджетному вопросу. Меньшевистское большинство фракции, не понимая своих революционных задач, вместо использования Думы как трибуны для агитации и организации масс, пыталось вести в Думе «органическую» работу.

Большинство фракции не только не дало развернутой критики буржуазного либерализма, но в ряде своих выступлений блокировалось с к. — д., доходя до прямой поддержки к. — д. (голосование за К. — д. в председатели Думы), до сползания на кадетские рельсы, замалчивания и отказа от основных пунктов с. — д. программы.

Эти оппортунистические ошибки подверглись резкой критике на конференции Петербургской организации РСДРП, вместе с тем одобрившей деятельность большевистской части фракции [см. ВКЩб), ст. 351-^-352].

Резолюция, предложенная Лондонскому съезду большевиками по отчету Д. с. — д. ф., дала общую оценку ее работы. Резолюция указывала, что фракция, обнаружив в общем стремление быть достойной представительницей рабочего класса, не всегда к сожалению вполне последовательно проводила точку зрения пролетарской классовой борьбы. Съезд высказался за введение официальных представителей ЦК во фракцию. Резолюция, предложенная большевиками, главными ошибками Д* с. — д. ф. считала: 1) голосование с. — д. за кадета в председатели Думы; 2) несоциалистическую и нереволюциойную мотивировку декларации; 3) опущение социалистического обоснования бюджетной резолюции; 4) усвоение буржуазно-либерального лозунга подчинения исполнительной власти Гос. думе. Резолюция предлагала фракций в качестве руководящих начал ее дальнейшей тактики полнее и четче проводить в выступлениях с. — д. точку зрения и лозунги, предупреждала против совместных блоковаи выступлений с либералами и предлагала в политике фракции в Думе отделять действительно демократические элементы от контрреволюционных, прикрывающихся именем демократии (кадеты и др.). Последняя директива была подчеркнута съездом и в резолюции об отношении к буржуазным партиям. Съезд осудил лозунг «подчинения» исполнительной власти Думе и подчеркнул недостаточно внимательное отношение фракции К национальному вопросу. — 1/VI 1907 правительство потребовало от Думы выдачи 16 виднейших деятелей Д. с. — д. ф., к-рым было предъявлено обвинение в связи их своенной организацией и подготовке восстания. 3/VI был опубликован указ о роспуске 2-й Думы и об изменении избирательного закона. С. — д. фракция была арестована. 8 депутатов были лишены всех прав состояния и сосланы в каторжные работы на 5 лет, 10 депутатов — на 4 года, сослано на поселение  — 10, оправдано  — 10.

Думская фракция РСДРП в 3-й Думе. Новый избирательный закон 3  — го июня обеспечил в Думе подавляющее буржуазно  — помещичье большинство. Для правильной тактики большевизма в отношении Думы громадное значение имела правильная оценка ее сущности. Меньшевикиликвидаторы считали революцию оконченной. Третьеиюньскую монархию вместе с 3-й Думой они считали уже буржуазной, вслед за кадетами они готовы были итти на «органическую» работу в третьеиюньской Думе. В противоположность им отзовисты-ультиматисты совершенно не понимали значения Думы как органа реальной власти крепостников-помещиков, опирающихся на добровольную поддержку верхов торгово-промышленной буржуазии. Они рассматривали Думу как фиктивную, нереальную, как «картонную». Решительно критикуя лозунг бойкота Думы в условиях реакции, а в дальнейшем лозунг отозвания фракции из Думы, предъявление ей ультиматума и т. д., партия считала Необходимым использовать думскую трибуну в целях пропаганды идей революции, ведения революционной работы и подготовки масс к новому революционному подъему. 2 Всероссийская конференция в июле 1907 высказалась за участие в избирательной Кампании в 3  — ю Гос. думу. Однако проводя тактику использования черносотеннооктябристской 8-й Думы, партия вела решительную борьбу с правым ликвидатор-ством, отстаивая т. о. «путь революционного социалдемократического парламентаризма против меньшевистского оппортунизма и парламентского крётинизма», стремившегося всю работу Д. с. — д. ф. свести к использованию «легальных возможностей», превратить думскую деятельность в основное звено с. — д. работы.

По сравнению со 2-й Думой, состав с. — д. фракций 3-й Думы резко сократился. В 3-й Думе всего 18 депутатов примкнуло к с. — д. фракции. Из них впоследствии один был исключен из ее состава, а двое отошли. В состав Д. с. — д. ф. входили след, тт.: Е. П. Астраханцев (Вятская губ.), Т. О. Белоусов (Иркутская губ.; позже вышел из фракции, но звания депутата не сложил), А. А. Войлошников (Забайкальская обл.), Е. П. Гегечкори (Кутаисская губ.), Н. М. Егоров (Пермская губ.; большевик), И. П. Покровский (2-й) (Кубанская область; сочувствующий большевикам), А. Я. Предкальн (г. Рига, большевик), В.. П. Путятйщ Н. С. Чхеидзе (Тифлисская губ.), В. Д. Косоротов (Уфимская губ.; был исключен Думой вследствие предъявления ему обвинения по политическому делу и устранен в 1909 из рабочей курии), Н. Г. Полетаев (Петербургская губ.; большевик), М. В. Захаров 2-й (Московская губ.), С. А. Воронин (Владимирская губ.), П. И. Сурков (Костромская