Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 23. Доде - Евразия (1931).pdf/350

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

на: 1) демократизация церковного управления и отказ от патриаршества; 2) исправление некоторых, явно нелепых обрядов и догматов; 3) уничтожение монашества; 4) право женатого духовенства занимать высшие должности в церкви и право вдового духовенства жениться вторично; 5) согласование церковного календаря с гражданским. Отдельные, правда единичные, представители обновленческого течения среди духовенства договаривались даже до «христианско-социалистических» идеалов «живой церкви» (епископ Антонин), до общности и единства идей христианства и коммунизма. Но за обновленческим Д. оказались только небольшие группы приверженцев. Дробление в церковном лагере пошло также по линии образования многочисленных сектантских организаций (см. Сектантство) и автокефальных церквей (белорусской, украинской, грузинской). Автокефальное духовенство, как показал судебный процесс «Союза освобождения Украины» (в 1930 в Харькове), явилось активным элементом в среде украинской контрреволюции, ориентировавшейся на отрыв Украины от СССР и на союз с буржуазной Польшей. Епископ украинской автокефальной церкви Чеховской был в то же время одним из руководителей этой контрреволюционной организации. Белорусское автокефальное Д. действовало в том же направлении. Вообще Д., бывшее при царизме оплотом реакционнейшего патриотизма, в период сов. власти выявило себя прямой агентурой иностранного империализма.

В годы социалистической реконструкции меняются формы контрреволюционной работы Д., но суть этой работы остается той же: в лице Д. рабочий класс имеет непримиримого врага социализма. Оно организует верующих на борьбу с пятилеткой («пятилетка в библии не предусмотрена»), с непрерывкой (в распространявшихся попами в 1929 и в 1930 «божьих письмах» специальные пункты говорили об обязательном соблюдении воскресных дней и о греховности непрерывки), с социалистич. соревнованием, ударничеством. В деревне Д* выступает против коллективизации, распространяя всевозможные сплетни и сказки о колхозах и запугивая вступающих в колхоз тем, что на них наложат в колхозе «печать антихриста», и т. д.

Д. восстает против политики ликвидации кулачества как класса на основе сплошной коллективизации («дескать все люди братья»), против культурной работы в деревне (радио, клубов, кино и т. д.), против комсомола, партии и т. д. Если в годы гражданской войны духовенство шло с оружием в руках в белые армии бороться за реставрацию дореволюционных порядков, то в новых условиях, когда трудящиеся Советской страны отдают все силы делу социалистической реконструкции, Д. делает старое дело только иными путями. В ряде раскрытых ОГПУ контрреволюц. организаций активно участвовало и Д. (в Вятке 1929, во Владимире 1930 и др.), причем организации эти ставили себе целью свержение Советской власти путем вооруженного восстания.

Антисоветская работа духовенства оттолкнула от него широкие массы трудящихся.Рост атеизма в СССР, являющийся следствием успешного социалистического строительства и широко развернувшейся культурной революции, сделал очень непопулярными лиц, принадлежащих к духовенству.

Вот почему снятие сана как православными священниками, так и служителями других культов, приняло массовый характер, в особенности в 1928—1930. (О духовенстве еврейском, католическом, магометанском и др. культов — см. статьи под соответствующими словами).

Ш. М.

ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ, см. Завещание.

ДУХОВНО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, название профессионально  — сословных учебных заведений в дореволюционной России, ставивших своей целью подготовку служителей культа. Д. — у. з. являлись одним из мощных орудий классового господства помещиков и буржуазии, готовя кадры, обслуживавшие церковный аппарат. Кроме Д. — у. з. так назыв. ведомства православного исповедания для подготовки духовенства других христианских исповеданий, признанных царским законодательством, существовали: католические семинарии и римско-католическая академия в Петербурге (для католиков), богословский факультет Юрьевского (Дерптского) университета (для протестантов), армяно-грегорианские семинарии и академия (для армянского духовенства).

Д. — у. з. ведомства православного исповедания впервые появляются (за исключением академий Киевской и Московской, основанных в 17 веке) в эпоху Петра I одновременно с возникновением синодального управления и началом организованного подчинения церкви государству. Однако до начала 19 в. Д. — у. з. не имеют единого типа и в силу требования Духовного регламента учреждаются при архиерейских домах по желанию местных епархиальных архиереев. С учреждением так наз. Комитета об усовершении духовных училищ (1807) появляются уставы Д. — у. з., неоднократно менявшиеся. Низшею ступенью Д. — у. з. были духовные училища с четырехгодичным курсом и программой соответствующих классов классических мужских гимназий, но без новых языков.

Окончившие духовные училища или занимали места низших служителей церковного клира (псаломщиков) или переходили в следующую ступень — духовные семинарии. Последние состояли из четырех общеобразовательных и двух специальных классов; в последних преподавалось исключительно «богословие» в различных видах (догматическое, нравственное, обличительное и т. д.).

Окончившие духовные семинарии занимали места священников, учителей церковно-приходских школ (см.) ит. д. Духовные училища открывались по 2—3 на каждую епархию; к 1913 их было в России 183 с 29*419 учащимися (в том числе детей духовенства  — 22.470, остальные из других сословий). Духовные семинарии были почти в каждой епархии и к 1913 ихбыло в России 57 с 22.734 учащимися (в том числе детей духовенства  — 18.839). Кроме мужских Д. — у. з. в ведомстве православного исповедания находились и женские учебные заведения, т. н. женские училища. духовного ведомства (к 1 сент.