Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 23. Доде - Евразия (1931).pdf/63

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

широких масс обезземеленного крестьянства соседних уездов. Число рабочих в каменноугольных копях Д. б. возросло в 1885 до 7—8 тыс., в 1897  — до 13 тыс., в 1909—13 до 23 тысяч.

Во время империалистской войны Д. б. был оккупирован немцами и австрийцами.

Им нужен был уголь, и это предохранило каменноугольную промышленность Д. б. от гибели и застоя. В послевоенные годы число горнорабочих, занятых в каменноугольных копях Д. б., сначала быстро возросло (до 38 тыс. в 1920 и 49 тыс. в 1923), но затем под давлением жесточайшей капиталистической рационализации стало падать, постепенно приблизившись к довоенному уровню (1926—27 тыс., 1927—25 тыс.).

Рабочее движение. Организация (по уставу 1817) Горного корпуса с целой системой цеховых. перегородок, подразделение рабочих горных и металлургии. казенных заводов на постоянных («присяжных») и временных и пр. — долгое время тормазили развитие классового самосознания пролетариата Д. б. — Национальный гнет и национальная освободительная борьба, втягивавшая наиболее активную часть пролетариата в повстанческое движение под лозунгом единого национально-революционного фронта и сопровождавшаяся политической эмиграцией части передовых горнорабочих (в 1846—49 и 1863—64), также тормазила развитие классовой борьбы рабочих масс Д. б. Только сильнейшее обострение классовых противоречий в 70  — х и 80  — х гг. позволило пролетариату Д. б. изжить узкоцеховой антагонизм рабочих горняков и металлистов, национальную рознь польских и немецких рабочих и вызвало чувство классовой солидарности у хлынувшей на копи и заводы Д. б. крестьянской массы. — И все же вплоть до настоящего времени характерной чертой Д. б. является резкая неравномерность развития рабочего движения и известная обособленность горнорабочих Д. б. от широких пролетарских масс.

Первые стачки рабочих Д. б. начались в 70  — х гг., начало же массовых стачек относится ко времени деятельности Союза польских рабочих (ряд стачек в 1889—92). После раскола ППС (летом 1893) и образования СДП в Д. б. образовалась местная соц. — дем. группа. Однако уже в конце 1895 остатки этой группы, разгромленной арестами, перешли в ряды ППС. К этому же периоду относятся и первые слабые попытки праздновать 1 мая на нек-рых фабриках Д. б. С 1896 экономическая борьба горняков резко обостряется. Репрессии лишь усиливают в широких рабочих массах антиправительственные настроения. Используя эти настроения, ППС с мая 1897 начинает издавать специальный подпольный орган Для горняков под названием «Гурник» и завоевывает некоторое влияние среди рабочих. 27 сентября 1897 во время борьбы за реформу т. н. «братских касс» в ответ на аресты вспыхивает общая забастовка на крупнейшем металлургическом заводе Д. б. — Банковой Гуте.

Против бастующих были вызваны войска, к-рые начали расстреливать безоружную толпу. Затем последовали массовые аресты. К5/Х забастовка была сломлена. 1 мая 1898 ознаменовалось массовой уличной манифестацией рабочих Д. б. в Сельцах. Революционная первомайская манифестация имела место и в 1899. В том же году рабочие организовали ряд траурных революционных манифестаций; спустя нек-рое время вспыхнули стихийные экономические забастовки в целом ряде каменноугольных копей, охватившие около 6 тыс. горнорабочих. Однако массовые аресты (ок. 400 арестов в 1901) парализовали на время активность рабочих масс Д. б. и привели к почти полному разгрому окружной Домбровской организации ППС.

В 1901, после возникновения СДП и Л., в Д. б. опять организовалась с. — д. группа.

Хотя вплоть до 1905 она была малочисленна и слаба, однако монополия политического влияния ППС на рабочие массы была уже поколеблена.

Заметное оживление в рабочем движении в Д. б. началось в связи с Русско-японской войной и мобилизациями 1904. 1 мая 1904 ознаменовалось крупными революционными манифестациями. После событий 9/22 янв.

1905 в Петербурге — фабричные рабочие Д. б. вслед за варшавскими 1 февраля примкнули к политической забастовке; за ними последовали горняки и часть железнодорожников. Политическая забастовка перешла в ряд упорных местных экономических стачек, длившихся до конца марта 1905. Стихийно организовалось собрание депутатов копей и фабрик Д. б., к-рое пыталось захватить руководство движением. 25 и 26 августа рабочие Д. б. присоединились ко всеобщей политической забастовке, направленной против булыгинской думы. 31 окт. 1905 в связи с общего суд. октябрьской ж. — д. стачкой забастовочное движение охватило все фабрики и начало перебрасываться и на копи Д. б. Начались грандиозные митинги и манифестации. Пепеэсовцы захватили одну из легальных типографий, в которой стали издавать «Гурник». Одновременно СДП и Л., организовавшая 6 мая 1905 подпольную типографию в Бендине, начала печатать свои издания в легальной типографии. Царские власти растерялись: полиция была заменена гражданской милицией. Фактически единственной властью в продолжение 10—12 дней были партийные комитеты. 12 ноября было объявлено военное положение. Для усмирения бастующих были вызваны казаки. Революционные партии снова были загнаны в подполье. — Не менее активно отозвался пролетариат Д. бассейна на московское декабрьское восстание. Забастовка на фабриках и в копях (с 27/XII по 7/1) была почти всеобщая. 22 января 1906 пролетариат Д. б. отметил массовой забастовкой первую годовщину петербургских расстрелов. 1 мая 1906 снова вспыхнула всеобщая забастовка, сопровождавшаяся рядом местных революционных манифестаций. 10 мая 1906 большинство рабочих Д. бассейна присоединилось к демонстративной забастовке, организованной ППС в виде протеста против созыва Гос. думы. 1 мая 1907 пролетариат Д. б. опять ознаменовал почти единодушной демонстративной забастовкой.