Страница:БСЭ-1 Том 24. Евреи - Железняков (1932)-1.pdf/137

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

ственного хозяйства, тем более, что у богатых и знатных лиц это хозяйство бывало очень сложным и многолюдным. На барском дворе большого поместья работали свои мастера, в девичьих сучилась пряжа, ткались льняные и шерстяные ткани, шились и вышивались одежды. Среди держателей крестьянских наделов многие должны были платить своим господам ренту пряжей, тканями, кожей. Крепостные кузнецы должны были платить металлич. изделиями. Богатые владельцы, особенно монастыри, старались заводить среди населения своих поместий специалистов по разным отраслям производства. Но встречается и самостоятельное ремесло. По б. — ч. ремесленники были перехожими людьми. Они. работали на дому у заказчиков над их материалом. Они временно входили в хозяйство заказчиков, пополняя его нехватки своим трудом, и т. о. как бы довершали систему замкнутого домашнего хозяйства, не нарушая ее. Для Европы эпохи раннего феодализма характерно отсутствие резкого отделения пром-сти от с. х-ва, города от деревни; в то время s оно только еще намечается, хотя элементы его уже налицо. Это не значит, что городов не было вовсе, что все города были разрушены до основания во время германского завоевания. Но экономическая. физиономия; средневекового города, еще не успела, приог брести. достаточно определенные очертания {см. Городу Исторический очерк, Б. G. Э;, т. XVIII; ст. 17—19 и 33—34).

Города этой эпохи являлись центрами управления для окрестных территорий* были резиденциями графов и епископов. Они окружались крепкими стенами, и служили убежищами, для окрестного населения во время неприятельских нашествий^ В огородах чаще появлялись, купцы, тамч могли сохраняться, остатки свободного ремесла.

Местами намечалось известное разделение труда и возникновение новых или сохранение старых отраслей пром-сти, работав* щей на сбыт: в стране фризов (побережье «Северного моря) — шерстяной пром-сти, по Рейну — металлической, гончарной. Но все эти явления долго играли совершенно второстепенную роль, не нарушая общего натурально-хозяйственного характера эпохи.

В феодальной Е. продолжается разработка многих из старых рудников, известных •еще в римские времена, и открывается ряд новых. Разрабатываются . соляные копи, добывается морская соль. Торговые связи также не были совсем оборваны в эпоху хозяйственного упадка, но эта тоговля имела по преимуществу внешний характер, не проникала глубоко во внутрь хозяйственных отношений, сложившихся в натурально-хозяйственной форме. Предметом торговли были или монопольные продукты, как металлы и соль, или предметы роскоши, привозимые, с В.: редкие ткани, ценное оружие, дорогие камни, ювелирные изделия, пряности. Вели торговлю по преимуществу странствующие купцы; часто это были чужеземцы: евреи, греки, сирийцы, арабы. Но и нек-рые поместья торговали своими продуктами, особенно вином, на к-рое был большой спрос в сев. областях.

В голодные годы нередко развивалась спекуляция хлебными запасами, скоплявшими 256

ся в нек-рых сеньериальных хозяйствах.

Торговля сосредоточивалась гл. образом на ярмарках (см. Ярмарки, Б. С. Э., т. LXV, ст. 760—761). В бассейне Средиземн. м. торговля никогда не прекращалась совершенно, но она развивалась и у нек-рых народов, обитавших у берегов Северного м. Фризы вели торговлю по Рейну и с Балтийским м.

В числе купцов рано находим англо-саксов. Лондон с римских времен был важным торговым пунктом. Саксы (у устья Эльбы) вели торговлю в Северной Европе, поддерживали сношения с финскими и славянскими племенами. Часто купцы являлись в то же время воинами и грабителями.

Особенно показательна в этом отношении роль норманнов.

Как видимо города, ремесло, торговля, деньги, ростовщичество, спекуляция — все эти явления были хорошо известны Зап.

Е. в феодальную эпоху, но они не захватывали глубоко ее хозяйственного строя, они существовали как бы в порах феодального об-ване проникая в его живую ткань.

Поэтому наличие всех этих явлений не позволяет нам отказаться от общей характеристики ранней феодальной эпохи как эпохи натурального хозяйства. К началу 11 в. феодальный iспособ производства торжествует по всей Зап. Е. Но одновременно с этим в нем начинают развиваться противоречия, которое в конце-концов приводят его к гибелиi Основной линией, по которой эти противоречия развиваются, является отделение . города от деревни, промышленной деятельности от с. — х. и связанный, с этим  — процесс развития товарности. хозяйства (см. Город, Исторический очерк). Впрочем экономическая жизнь деревни еще долгое время строится на натурально  — хозяй* ственной основе: деревня продолжает* производить бблыпую часть продуктов, необходимых ей для производства и потребления, своими средствами, сохраняя известные элементы домашней пром-сти и отчуждая в общем лишь сравнительно небольшую часть произведенного продукта. Но она уже производит часть своего продукта как товар, и эта часть получает все более определяющее значение в ее хозяйстве, чем вызывается ряд существенных изменений в организации производства . и в формах присвоения прибавочного труда и продукта. В связи ^с этим обмен, который до этого времени имел более или менее случайный и спорадический характер, входит в хозяйт ственную жизнь феодальной Европы как постоянный и органический ее элемент. Торговля меняет свой характер: развивается внутренняя торговля и местный рынок. Меняется и характер товаров: рядом с привозными предметами роскоши все бблыпую роль начинают играть предметы широкого потребления и местного производства, продукты питания, прамышл. сырье. С гораздо большей силой, чем раньше, начинает сказываться неравномерность экономического развития Е. Если ранее каждая данная хозяйственная единица по своей внутренней структуре мало чем отличалась от всякой другой, то теперь открывается возможность значительного местного разнообразия хозяйственных форм. В связи с возможностью разделения труда и развити-