Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 28. Империалистическая война - Интерполяция (1937)-2.pdf/198

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

борьбой 1930—31. Под влиянием экономического кризиса, потрясшего все хозяйство страны, массы начинают быстро революционизироваться. Рабочий класс И. сравнительно молод. Промышленных рабочих в И. насчитывается ок. 300 тыс., с. — х. рабочих — около 1 млн.

Рабочий класс сконцентрирован, главным образом, на рудниках Тонкина и плантациях Кохинхины. В 1930 особенно усилилось наступление на рабочий класс. И без того низкая зарплата была еще больше уменьшена. Количество безработных выросло до 50% всего рабочего класса И.

В революционных событиях 1930—31 индокитайский пролетариат выступил как самостоятельная политическая сила и как застрельщик антиимпериалистической и антифеодальной борьбы трудящихся масс. Уже в 1928 и 1929 по И. прокатывается волна стачек. В феврале 1930 происходит фуриенгская стачка 3 тыс. кохинхинских кули, оказавшая большое влияние на развитие рабочего движения в И., т. к. это была первая стачка, хорошо организованная и прошедшая под четкими и ясными лозунгами компартии И. В феврале же произошло иенбайское восстание в Тонкине, организованное Аннамитским гоминьданом. Массы поддержали это восстание, несмотря на то, что эта партия не ставила себе задачей развернуть его как массовое движение. Иенбайское восстание является началом мощного подъема антиимпериалистического движения по всей стране. После Тонкина в революционную борьбу втягивается Кохинхина, а затем Аннам. Стачки, демонстрации, выступления крестьянства, городской бедноты и мелкой буржуазии достигают наибольшей высоты во второй половине 1930. В сентябре были первые попытки создания советов в двух провинциях Северного Аннама: НгеАне и Хатине. По примеру советского Китая советы изгнали крупных помещиков, отобрали у них землю и разделили ее среди бедных крестьян, вернули крестьянам коммунальные земли. Они отменили налоги и задолженность ростовщикам, разделили рис, отобранный у помещиков, среди нуждающихся. Советы существовали около трех месяцев. За 1930 в стране произошло 98 забастовок с 31.680 участниками и несколько сот выступлений крестьян, в которые было втянуто около полумиллиона участников. В 1931 было 31 забастовка и 135 крестьянских выступлений. Компартия создавала красные профсоюзы, крестьянские профсоюзы, организации МОПР и т. д. В 1931, после майских событий, движение начинает снижаться. Жестокий террор обрушился на борющиеся массы И. В течение двух лет было убито несколько сот человек, посажены в тюрьмы и сосланы на каторгу 10 тыс. чел. Главный удар был направлен против компартии И., руководившей борьбой 1930—31. Компартия вынуждена была уйти в глубокое подполье. Тяжелые уроны были нанесены всем массовым организациям, созданным в период революционного подъема.

Со второй половины 1932 и на протяжении 1933, 1934 и 1935 революционное движение вновь развивается, захватывая новые районы Лаос и Камбоджу, которые во время революционного подъема 1930—31 не были втянуты в движение. Наиболее отсталые слои рабочего класса, как, например, рикши, строительные рабочие, которые раньше не принимали участия в движении, теперь втягиваются в борь  — б.

с. э. т. XXVIII.бу. В движение втягиваются и национальные меньшинства И.: мои, тхо и др. Террор не уничтожил компартии И., в трудных условиях подполья она продолжала работать, собирала и укрепляла свои ряды и в марте 1935 созвала первый съезд, к-рый наметил очередные задачи работы компартии. Партия в 1935 участвовала в муниципальных выборах в Сайгоне, причем «рабочий список» получил 4 места из 6 мест для туземцев. С конца 1935 компартия И. начала развертывать работу в направлении осуществления поставленной VII конгрессом Коминтерна основной задачи  — создания единого антиимпериалистического народного фронта в стране.

Лит.: Alberti I. В., L’lndochine d’autrefois et d’aujourd’hui, Paris, 1934; Mas per о G-., Un empire colonial franpais. L’lndochine, 2 volumes, Paris  — Bruxelles, 1929—30; Metin A., L’lndochineet 1’opinion, Paris, 1916; Орёт у R., L’lndochine fran^aise, Paris, 1931; Doumer P., L’Indo-Chine fran^aise, Paris, 1915. в. Васильева.

IV. Народное образование.

До оккупации И. французами в Аннаме в продолжение ряда веков существовало большое число школ китайского типа, где обучали чтению, идеографическому письму и комментировали книги Конфуция. В Лаосе же и Камбодже существовала развитая сеть школ при буддийских монастырях. Все эти школы были в большинстве своем фактически ликвидированы колониальными властями, и к началу 20 века неграмотность сильно возросла по сравнению даже с тем, что было до французской оккупации.

Для привлечения на свою сторону местных феодалов уже в 1896 был открыт оккупантами коллеж «Кок-хок» в городе Хюе, куда принимались «сыновья принцев крови и молодые люди различных ветвей императорской фамилии». Несколько позже (в 1905) была открыта в Ханое школа для сыновей мандаринов. Одновременно в ряде провинций были основаны учебные, заведения типа высших начальных школ для подготовки «туземных» чиновников и обслуживающего персонала различного рода. Лишь с 1906 начинается планомерное строительство «модернизованной» сети массовых школ, не удовлетворяющих, однако, ни в какой степени действительным потребностям народов И. — Окончательную реорганизацию «просвещения» в И. произвел в 1917 генерал-губернатор Сарро. С нек-рыми незначительными изменениями установленная тогда система народного образования действует до наст, времени. Первой ступенью являются народные школы с преподаванием на родном языке, охватывающие детей в возрасте от 7 до 10 лет. По плану эти школы должны были быть расположены в каждой из 30 тысяч деревенских общин, однако в 1934—35 функционировали всего лишь 2.542 таких школы, в к-рых было около 300 тыс. учащихся (на 3, 5 млн. детей школьного возраста). Лишь в Кохинхине по закону от 27/VI 1927 было объявлено «в принципе» всеобщее начальное обучение, но закон остался нереализованным в виду отсутствия средств. — Второй ступенью являются начальные и высшие начальные школы, где преподавание ведется уже только на франц. языке.

Эти учебные заведения, приближающиеся по программе к элементарным школам метрополии, предназначены только для «избранных», в них обучается едва лишь 93 тыс. учащихся (в т, ч. 6.500 девочек). Сыновья наиболее знатных и 14