Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 28. Империалистическая война - Интерполяция (1937)-2.pdf/353

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

жоресисты понимали не в том смысле, что франц. пролетариат должен бороться революционными действиями против войны своего империализма, а в том, что силы герм. с. — д-тии должны быть йспользованы в интересах фракции против герм. милитаризма. Прения характеризовались взаимными нападками французов и немцев.

В статьях Ленина «Международный социалистический конгресс в Штуттгарте» и «Воинствующиймилитаризм...» (Л е ни н, Соч., т. XII) вскрыты глубокие корни оппортунизма и одновременно дана критика эрвеизма с точки зрения революционного марксизма. Разоблачая полуанархистские нелепости эрвеизма и указывая, что за ними все же скрывается призыв к более решительным и новым формам борьбы, Ленин формулирует уже в 1907 тактические принципы, применявшиеся большевиками в мировой империалистич. войне 1914—18: а) «пролетариат не может зарекаться от участия в революционной войне, ибо возможны такие войны и бывали такие войны в капиталистических обществах» (Ленин, Соч., т. XII, стр. 82); б) выбор средств борьбы после возникновения войны зависит от характера кризиса, к-рый она вызывает; в) эта борьба должна состоять «не в одной замене войны миром, а в замене капитализма социализмом» (Ленин, там же). Таким образом, Ленин выдвигал лозунг превращения империалистической войны в гражданскую. В вопросе об отношении к «отечеству» надо отвергнуть как оппортунистическую фольмаровскую, так и анархистскую эрвеистскую точку зрения.

Ленин подчеркивает, что позиция Фольмара о «национальной обороне» находится в вопиющем противоречии с основным положением интернационального социализма. Но отсюда еще не следует, что пролетариату безразлично, в каком отечестве, т. е. в какой политической, культурной и социальной среде он живет. «Пролетариат не может относиться безразлично и равнодушно к политическим, социальным и культурным условиям своей борьбы, следовательно, ему не могут быть безразличны и судьбы его страны. Но судьбы страны его интересуют лишь п о с то льку, поскольку это касается его классовой борьбы, а не в силу какого-то буржуазного, совершенно неприличного в устах с. — д. „патриотизма“» (Ленин, Соч., дг. XII, стр. 314).

Позиция, к-рую с. — д-тия должна занять в той или иной конкретной войне, определяется не оборонительным или наступательным характером войны, а интересами классовой борьбы пролетариата, интересами международного движения пролетариата.

В бебелевский проект резолюции Лениным, объединившимся на конгрессе с левыми, были внесены решающего значения поправки, изменившие весь ее характер; в таком виде она была принята единогласно конгрессом. Первая поправка указывает, что конгресс подтверждает все решения предыдущих международных конгрессов И. 2  — го по вопросу о милитаризме. Вторая поправка устанавливает, что милитаризм есть главное орудие классового угнетения. Третья говорит о «долге международной классовой солидарности». Четвертая указывает задачи агитации среди молодежи в духе братства народов и социализма. Пятая, важнейшая поправка, подчеркивает революционные задачи с. — д. в целях не только предотвращения войны, но и использования порождаемого войной кризиса для ускорения свержения буржуазии.Этот пункт гласил: «если война все же будет объявлена, они (рабочие заинтересованных стран и их представители в парламенте. — Ред.) обязаны стоять за быстрое окончание ее и всеми силами стремиться использовать вызванный войною экономический и политический кризис для того, чтобы пробудить политическое сознание народных масс и ускорить крушение господства класса капиталистов» (см. Ленин, Соч., т. XII, Приложения, стр. 458).

Но первоначальная редакция этой поправки была составлена в более резких выражениях.

По настоянию Бебеля, ссылавшегося на опасность роспуска правительством герм. партии в том случае, если будет принята открытая формулировка Ленина о превращении империалистической войны в гражданскую, поправка была принята в вышеприведенной форме.

Резолюция требовала также борьбы с растущим вооружением, отказа социалистов от голосования за кредиты на вооружение. По сравнению с решениями Парижского (1900) и Амстердамского (1904) конгрессов резолюция, принятая в Штуттгарте, была громадным шагом вперед. Для большинства вождей И. 2  — го она, однако, была простой декларацией, как показало поведение с. — д. партии в 1914.

Конгрессом была принята также резолюция с выражением симпатии русским борцам. На Штуттгартском конгрессе оппортунисты по ряду важнейших вопросов потерпели поражение.

Но соотношение сил при голосовании показывало, что оппортунизм в И. 2-м усиливается. Ленин указывал, что конгресс сделал «крупныйшаг вперед..., оказавшись по целому ряду важных вопросов верховным учреждением по определению политической линии социализма» (Ленин, Соч., т. XII, стр. 87). Вместе с тем Ленин бил тревогу по поводу усиления правого крыла и особенно по поводу оппортунистического перерождения германской с. — д-тии. «Германская социал-демократия, до сих пор отстаивавшая всегда революционную точку зрения в марксизме, оказалась неустойчивой или занимающей оппортунистическую позицию» (Ленин, там же). Для борьбы с обозначившимся процессом оппортунистич. загнивания с. — д-тии Ленин пытался установить на Штуттгартском конгрессе единство действий всех левых элементов и сорганизовать международную фракцию левых. Троцкистские контрабандисты клеветали на партию, пытаясь утверждать, будто большевизм вышел на международную арену только в период мировой войны и что ведущая роль в борьбе с оппортунизмом и центризмом до этого времени, якобы, принадлежала герм. левым. Сталин опровергнул эту контрреволюционную клевету троцкистов.

Характеризуя борьбу Ленина за объединение левых во 2-м И. и за разрыв с оппортунистами, Сталин пишет: «Из всех группировок 2  — го Интернационала русские большевики были тогда единственной группировкой, способной по своему организационному опыту и идеологической подкованности предпринять что-либо серьезное в смысле прямого разрыва, раскола со своими оппортунистами в своей российской социал-демократии... Ленин еще задолго до войны, примерно с 1903—1904 гг., когда оформилась в России группа большевиков и когда впервые дали о себе знать левые в германской социал-демократии, — вел линию на разрыв, на раскол с оппортунистами и у нас, в российской социал-демократической партии, и там,