Страница:БСЭ-1 Том 30. История - Камбиформ (1937)-2.pdf/152

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

не удалась. Сессия решила создать единый орган областной власти с пропорциональным представительством «народов и племен». Значительная часть казачьих депутатов решительно возражала против решения земельного вопроса в духе постановления Советской власти и после присоединения съезда к декрету о социализации земли ушла со съезда. На Пятигорской сессии разваливается социалистический блок; правые эсеры и меньшевики выступили против резолюции о признании власти Совнаркома и после принятия ее (220  — за, 22  — против, 44  — воздержалось) вышли из блока. Установление Советской власти неразрывно было связано с переходом полноты руководства к большевикам (в блоке с левыми эсерами). Заседавший во время сессии войсковой круг (Владикавказ) большинством голосов признал Терский народный совет. Казачьи офицерские отряды (Беликов, Кабиров) организовали восстания во Владикавказе при переезде в него сессии из Пятигорска, но были разбиты местными рабочими.

Оформленная Пятигорским съездом Терская народная советская республика означала «союз горских народов и племен» с иногородним крестьянством и трудовым казачеством; она вошла составной частью в «Российскую федерацию» (из резолюции сессии).

Изоляция верхов и установление Советской власти сравнительно быстро и без больших боев произошли в Сибирском и Забайкальском войсках. Прибывавшие с начала декабря 1917 сибиряки-фронтовики стали опорой Совета казачьих депутатов (Совказдеп); исключением был только отряд Анненкова (ок. 150 чел.), поступивший по прибытии в распоряжение войскового правительства. К январю 1918 четко оформился раскол войска на два лагеря. После нескольких месяцев борьбы между войсковым правительством, опиравшимся на офицерские отряды, и Совказдепом войсковое правительство было арестовано 26/1 1918. У власти стал Исполнительный комитет Совказдепа. Состоявшийся в марте третий круг одобрил арест контрреволюционной верхушки и избрал войсковой совет казачьих депутатов, «управлявший казачьей территорией» под руководством западно-сибирского комитета советов. Аналогичную роль сыграли фронтовики вЗабайкальи.

Семенов, организовавший с декабря контрреволюционный отряд, не мог создать в войске очаг, аналогичный дутовскому и калединскому (основной базой формирования отряда стал Харбин). Казачьи сотни, стоявшие в Чите, признали выступление Семенова авантюрой (общее собрание 29/XII) и заявили, что «казаки всегда шли вместе с народом». Решающую роль в изоляции семеновщипы сыграл читинский пролетариат (ж. — д. мастерские до 5 тыс. чел.).

На 3-м областном съезде «сельского населения» (24/III) участвовали казаки (на 386 депутатов 76 казаков); казачья секция съезда постановила упразднить К. и слиться с остальным населением области. В мае Семенов был разбит (под Ага и Оловянной) и бежал в Маньчжурию.

Контрреволюция и казачество в гражданской войне. Пролетарская революция в конце

1917 и нач. 1918 нанесла первые удары помещичье-кулацкой областной белогвардейщине, опираясь на громадный подъем местных революционных сил, руководимых партией большевиков. «Восстание рабочих и крестьян на Дону, Кубани, в Сибири и крах Каледина, Корнилова и Сибирского „правительства"» озна 630

чали «полную оторванность окраинных „правительств" от „своих" масс» (Сталин, Марксизм и национально-колониальный вопрос, М., 1934, стр. 54 и 55). Бедняцко-середняцкое К. отказалось поддержать их и, сомкнувшись с крестьянами и рабочими, выступило против.

Образование советских республик на окраине, где имелась наиболее крепкая база для «русской Вандеи», поражение калединщины и дутовщины выявляют громадный революционный напор масс снизу и решающую роль большевистского руководства, сумевшего сочетать удар Красной армии из пролетарских центров (Донбасс, Урал и пр.) и большевистски настроенных солдатских частей с местным революционным взрывом. Но роль окраин как базы всероссийской контрреволюции на этом не кончилась.

Сталин дал классическое определение причин этого: «окраины же России... без важных промышленных и культурно-политических центров с населением в высокой степени разнообразным в национальном отношении, состоящим из привилегированных казаков-колонизаторов, с одной стороны, и неполноправных татар, башкир, киргизов (на востоке), украинцев, чеченцев, ингушей и других мусульманских народов, с другой стороны, — превратились в базу контрреволюции» [Сталин, К военному положению на юге, вкн.: Ленин и Сталин, Сб. произведений к изучению истории ВКЩб), т. II, 1936, стр. 276]. Основные группы белогвардейцев отступили в степные районы, где развернули работу по срыву советского строительства и организации восстаний. С первых же шагов пролетарская власть столкнулась здесь с большим напором мелкобуржуазной стихии, срывавшей организацию регулярных частей Красной армии. Белогвардейщина использует эту стихию, чтобы противопоставить большевикам все казачество, пытаясь объединить основные его массы вокруг кулацкого слоя станиц и офицерских кадров, под знаменем борьбы за сохранение в неприкосновенности земельных порядков и остальных привилегий. Иногороднее кулачество выступает вместе с казаками против хлебной монополии и стремится сорвать продовольственную политику диктатуры пролетариата. Изменение обстановки на юге летом 1918 Сталин объяснял, кроме других причин, «поворотом фронтовика, „справного мужика"... против Советской власти (он ненавидит всей душой хлебную монополию, твердые цены, реквизиции, борьбу с мешочничеством)» (Сталин^ юге России, там же, стр. 143).

Огромную роль в возрождении разгромленных, но не уничтоженных очагов контрреволюции сыграла интервенция международного империализма. Ни Добровольческая армия, ни поместно-кулацкая казачья контрреволюция, ни меньшевистско-эсеровские выступления и заговоры против большевиков не могли бы добиться перевеса сил реакции без помощи германской интервенции на юге, чехословаков на Волге и Японии на Востоке. Борьба против окраинных советских образований являлась для интервентов первым этапом, который должен был обеспечить организацию сил для разгрома Советской России. В этой борьбе спелись воедино все составные части внутренней контрреволюции, превратившиеся в агентуру интервентов и «носителей» «кабалы русского народа» (Стали н). — Захват советской территории белогвардейцами происходил в следующем порядке. Первым в мае 1918 пал красный Дон,