Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 30. История - Камбиформ (1937)-2.pdf/155

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

хвата Сибири чехословаками казачьи верхи консолидируются в группу, послужившую одной из опорных точек по расчистке пути для генеральской диктатуры Колчака.

Летом в Семиречьи развернулась открытая война из-за земли между крестьянами-переселенцами и казаками; образовался особый Семиреченский фронт; крестьянским отрядам оказывал помощь ташкентский пролетариат, казакам — сибирская белогвардейщина. Из добровольческих карательных отрядов, организованных семиреченскими «атаманами», исключительной жестокостью отличался отряд Анненкова, оперировавший в Семиречьи с лета 1918.

В Забайкальи иАмурскойобласти для борьбы с Семеновым весной 1918 были сосредоточены лучшие части сибирской Красной гвардии (Лазо, Вележев и др.), в Чите имелся пролетарский кулак, сохранились отряды забайкальцев — фронтовиков-казаков и крестьян.

Красное Забайкалье сдавливается с 3. и В. чехословаками и японско-антантовскими интервентами, возродившими казачью контрреволюцию (семеновщина и калмыковщина). 24/VIII в Чите было подавлено контрреволюционное восстание казаков, a 26/VIII советские войска эвакуировались из города на В. Чита занята Семеновым с чехословаками 1 / IX, Хабаровск — Калмыковым с японцами 5/IX, Благовещенск — японцами и белогвардейцами 18/IX. Начался разгул атамановщины, достигший на Дальнем Востоке своего апогея под прямым руководством японских оккупантов. Революционная армия дальне-восточного пролетариата, крестьянства и трудовых казаков перешла к длительной партизанской войне.

С развитием гражданской войны поместная контрреволюция достигла на Дону наибольшего размаха и длительного господства. Дворянскокулацкий казачий федерализм получил возможность выявить себя до конца в создании «самостоятельного» государственного образования в виде «Всевеликого войска Донского» и попытках превратить область в центр по организации федеративного «Доно-Кавказского союза». История красновщины разбивается на два периода: май — ноябрь — период успехов, декабрь — февраль — наступление Красной армии и поражение донской контрреволюции. Подобно Скоропадскому на Украине, Краснов был ставленником германского империализма на Дону. Героическая оборона пролетарского Царицына имела очень большое значение для всего хода гражданской войны в СССР. Исключительную роль в организации ее сыграл Сталин, показавший здесь вместе с командующим X армии Ворошиловым большевистские образцы организационного, политического и боевого руководства перестройкой армии на регулярных началах. Параллельно укреплению Красной армии начинается разложение белоказачьих частей. Краснов писал, что он чувствовал себя бессильным «двинуть массы» спасать Россию. Большевики вели упорную подпольную работу в Ростове, Новочеркасске и др. пунктах Дона. Имелась тесная связь с заводами и фабриками, велась работа среди крестьян Донского и Таганрогского округов и работа по разложению казачьих частей. К январю 1919 были партячейки на большинстве заводов Ростова и Нахичевани. Благодаря работе партийцев, влитых в белые части, три полка перешли на сторону красных, организовавших боевые дружины.Ноябрьская революция в Германии решительно изменила обстановку на Ю. Атаманский Дон и гетманская Украина потеряли своего хозяина и покровителя. В декабре началось общее наступление красных армий на Донбасс, Дон и Украину, усилившее разложение Донской армии (уход полков с фронта, дезертирство, восстание в январе в районе Вешенской, переход 5 казачьих полков к красным войскам).

В марте 1919 Красная армия занимала большую часть Донской области и подходила к Новочеркасску. Ликвидация донской контрреволюции была предотвращена лишь интервенцией Антанты, переброской в Донбасс Добрармии, на к-рую делает ставку Антанта, как на один из центров и ядро всероссийской контрреволюции.

Место красновщины на Дону занимает деникинщина, агентура англо-французских интервентов. Вынужденный уход Краснова в отставку (февраль 1919), подготовленный «донской оппозицией» (Харламов, Парамонов, Сидорин) и Деникиным, связан со сменой хозяинагинтервента. Трения и конфликты между централизмом Добрармии и сепаратизмом Дона связаны не только с союзнической ориентацией Деникина и германской Краснова, но и с социальной базой белого движения. Добрармия, сформированная из генеральско-офицерского ядра царской армии, тесно связанная с контрреволюционными организациями российской буржуазии (Союз возрождения, Национальный центр), была по существу экстерриториальна на Ю. Дон сыграл роль прикрытия, под защитой к-рого (с помощью немцев) она. окрепла, Кубань — роль базы для развертывания крупной армии. Деникин рассматривал казаков, как поставщиков контингента для борьбы за «Великодержавную единую неделимую Россию». Поместно-казачья контрреволюция, руководившаяся местным дворянством и буржуазно-кулацкой интеллигенцией, представляла областнический автономизм. Дворянско-бюрократические и буржуазные казачьи верхи разжигали борьбу за феодально-сословные права «вольных сынов Дона», ибо эти права были условием сохранения их господства над станичной массой. Они ставили во главу угла свою область, претендуя на монопольную Эксплоатацию ее. Кулацко-зажиточный слой станиц боролся за ликвидацию большевиков в своем районе. Трудовое казачество, вовлеченное в борьбу за привилегии, не желало итти дальше своих станичных юртов.

На Кубани после падения Кубанско-Черноморской Советской республики (см.) установилась диктатура генеральско-помещичьих верхов Добрармии в блоке с буржуазно-кулацкой Кубанской радой. Причины слабости и поражения контрреволюционных образований на юге в гражданской войне Сталин сводит к двум основным: 1) «непрочностьтыла» и 2) «о к раинное положение контрреволюции».

Деникин нес с собой «не только ярмо помещика и капиталиста, но и ярмо англо-французского капитала», правительство его  — «антинародное».

Географическое размежевание сил революции и реакции имело последствием «ряд роковых неизбежных минусов для контрреволюции».

Окраины не могли дать им «единство живой среды» ни в классовом, ни в национальном отношении. Поэтому и массовая база, и тыл деникинщины были очень неустойчивы. В то время как контрреволюционные заговоры в