Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 31. Камбоджа - Кауфмана пик (1937).pdf/360

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

карты — граверские или фотомеханические. В первом случае изготовляется гравюра на меди или на камне, во втором — вычерчивается от руки производственный оригинал. Гравюра делается в масштабе будущей карты; производственный же оригинал, как правило, готовится в увеличенном против будущей карты масштабе на V3  — х/2, чтобы при последующем уменьшении получить большее изящество рисунка. При изготовлении гравюры обычно гравируют и надписи, хотя их можно получать и фотоальграфией.

Ход оформительских работ при усовершенствованном фотомеханическом способе издания карты, обычно применяемом теперь в советских картографических учреждениях, таков. С составительского оригинала изготовляется увеличенный на бледносиний фотооттиск (синюшка) на т. н. жесткой основе (бумага наклеивается на алюминиевый лист, покрывается светочувствительным раствором и на нее копируется увеличенный оригинал). На синюшке вычерчивается весь т. н. штриховой рисунок карты, независимо от того, одним или разными цветами будет печататься карта. Затем особыми приемами удаляют остатки бледносинего перевода, и производственный оригинал готов. После этого изготовляют негатив, путем ретуши замазывают на нем все, кроме элементов, к-рые должны печататься какой-нибудь одной краской, и изготовляют для этой краски оригинальное клише; так же поступают далее в отношении другой, затем третьей краски и т. д., изготовляя столько клише, во сколько красок будет печататься основа. Пока контуры вычерчиваются, отпечатываются хорошей черной краской и оттиски надписей. Когда все оригинальные клише закончены, изготовляют совмещенную штриховую пробу. Одну из бледносиних проб наклеивают на алюминиевый лист и на ней расклеивают все наименования, располагая их точно на тех местах, на к-рых они должны находиться. На второй синюшке, также наклеенной на алюминий, делают отмывку рельефа, если, конечно, последний дается на нарте и если нужны при этом отмывка или штриховка. Каким бы способом ни изготовлялся рельеф, на синюшке должны даваться горизонтали, к-рые в дальнейшем могут быть оставлены на карте, но могут быть и сняты. Если штриховка предусматривается программой карты и если она должна исполняться на бумаге под фотопроцессы, то штриховку исполняют на третьей синюшке, руководствуясь при этом отмывкой.

Черную штриховую пробу раскрашивают так, как должна выглядеть печатная карта, для чего делают фоновые заливки, цветные значки, границы и т. д.

По изготовленным оригиналам надписей и рельефа приготовляют затем оригинальные клише. По макету раскраски готовят т. н. заливки и сетки прямо на липографских камнях или на цинковых или же на алюминиевых листах (цветное клише), на к-рые делают предварительно бледные переводы основы; для каждой основы должно быть свое клише.

Кроме описанного технологического процесса, существуют и другие процессы, представляющие по существу ту или иную вариацию полиграфических процессов вообще.

Напр., рельеф можно штриховать непосредственно на литографском камне, можно дать рельеф растушовкой на корешковом камне, карандашом на корнпапире и т. п.

Можно вычерчивание элементов каждой краски производить на отдельном оригинале или на плюре, надписи можно делать на производственном оригинале от руки и т. д., хотя эти процессы нередко дают менее удовлетворительные результаты, чем описанный процесс. Часто надписи даются непосредственно на производственном оригинале географической основы. Печать карты по существу повторяет обыкновенные полиграфические процессы с той лишь разницей, что, в силу особых свойств карты, печать должна быть очень точной, иначе будут получаться несовмещения и брак. Карты печатаются на литографских машинах (см. Литография) или на офсетах (см.). Изредка применяют для карт трехцветную печать (см.); хорошие результаты, особенно для гор, дает глубокая печать (итальянское меццо-тинто, немецкий тифдрук). В некоторых иностранных картоиздательствах в последнее время стали печатать географические наименования на картах непосредственно с наборных оригинальных форм на типографских машинах, а не по фотолитографии.

История К. г. Потребность в карте как сред стве закрепления и передачи представления о местности возникает на самых ранних ступенях культуры, особенно в условиях охотничьего быта. Так называемые «карты первобытных народов»  — эскимосов, индейцев, чукчей, тунгусов и др., — представляющие примитивные планы иногда весьма значительных территорий, удивляют (для того времени) своей детальностью, пропорциональностью частей и географическим правдоподобием. Все они построе 676

ны как планы, представляют изображение местности сверху, лишены каких бы то ни было условных знаков и, конечно, надписей.

Ориентированы они обычно по направлению реки или морского берега, но не*по какой-либо стране света.

Начало научной картографии относится к эпохе оформления представления о шарообразности земли. Эти представления можно проследить у философов (ученых) и астрономов античного мира уже в 6—5 вв. до хр. э., у Аристотеля (4 в.), Эратосфена (3 в.). Достижения античной математики, астрономии и географии приведены в стройную систему Клавдием Птолемеем (ок. 150) в его «Географии», в к-рой изложены правила построения карт с полной градусной сетью в определенной проекции и дан большой каталог географических пунктов с их координатами (широтой и долготой). В эпоху Средневековья (с 5 по 15 в. хр. э.) представления о шарообразности земли были забыты и даже считались церковью еретическими. Сочинения Аристотеля и Птолемея стали достоянием арабов, а у европейских народов появились причудливые карты (делавшиеся монахами), на к-рых земля изображается как плоский блин с Иерусалимом в центре, непременным изображением рая на Востоке и обтекающей землю кругом рекой-океаном. Эти географические карты ориентированы по востоку (наверху) и переполнены причудливыми изображениями, заимствованными не только из христианской, но и из языческой символики. Такие карты не могли, конечно, служить целям практического ориентирования.

С развитием торговли и мореплавания, прежде всего в портовых городах Италии, все более острой становится потребность в точных морских картах. В эпоху Крестовых походов к морякам Средиземного моря проникает с В. уменье пользоваться компасом. От начала 14 в. дошли до нас т. н. компасные карты, или портуланы, поражающие детальностью и правильностью (для того времени) изображения морских берегов. Градусной сетки на этих картах еще нет. Для ориентирования по компасу служит своеобразная сеть прямых компасных направлений (румбов), звездообразно расходящихся от построенных на карте «компасных роз».

Портуланы, к-рые до 17 в. и первой пол. 18 в. пользовались широким распространением, стали медленно вытесняться морскими картами в проекции Меркатора (1569), являющимися уже настоящими картами.

Открытие Америки (1492), открытие пути в Индию вокруг Африки (Бартоломео Диас, Васко да Гама в 1498), океанские плавания португальцев и испанцев, завершившиеся первым в истории кругосветным плаванием Магеллана (1519—22), расширяют географический кругозор до размеров земного шара и вызывают потребность в новых картах и атласах. Изобретение книгопечатания и гравюры, перевод и издание сочинений Птолемея с атласом карт, глобус (1491) Мартина Бехайма, мощное и бурное пробуждение критической мысли в эпоху Возрождения (см.) и первые шаги светской науки дают могучий толчок к развитию картографии, в первую очередь в странах развивающейся колониальной экспансии и заокеанской морской торговли, связанной с грабежом вновь открываемых земель.

В 16 в. первое место в области картографических работ занимает уже не Италия, а Голлан-