Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 32. Каучук - Классон (1936)-1.pdf/81

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

теоретических выкладок вполне компенсировано влияние корабельного железа, и лот, глубина погружения к-рого определяется по величине испытанного давления. Кроме того К. построил ряд других приборов, направленных к весьма сложной и абстрактной цели, как «гармонический анализатор» (служащий для разложения периодической функции в ряд синусоидальных функций по теореме Фурье), и* осуществил не мало приспособлений чисто практического характера, как водопроводный кран. Число напечатанных статей К. достигает 400; особо стоит составленный им вместе с Тетом курс теоретической механики  — «Treatise on Natural Philosophy».

К. являлся одним из наиболее крупных представителей механического воззрения в физике.

Энгельс неоднократно указывал на его узкий эмпиризм и метафизичность его взглядов.

В своих «Балтиморских лекциях» К. указывает, что для него понять явление равнозначно с построением его механической модели. Он до конца своей жизни не признавал электромагнитной теории света, т. к. она не является механической теорией. Сам К. пытался, опираясь на исследования Гельмгольца, построить общую механическую теорию материи, к-рая объясняла бы все свойства макроскопической материи и свойства атома вихревыми движениями в некоторой непрерывной среде — эфире. Эта теория вихревого атома, несмотря на все ее изящество и остроумие, не привела ни к каким конкретным результатам. Электромагнитные явления принципиально не поддаются механическому истолкованию, поэтому, несмотря на все остроумие Кельвина в построении механических моделей, реальные результаты, полученные им в этой области, ничтожны. В речи на своем юбилее в 1896 К. сам признает, что в этой области он потерпел неудачу. — На русском языке изданы популярные статьи и речи К. (1895).

Произведения К.: Reprint of papers on electrostatics and magnetisme, 1884; Mathematical and physical papers, 6 vis, 1882—1911; Popular lectures and addresses, 3 vis, 1889—94.

КЕЛЬВИНА ШКАЛА, такой способ счета тем ператур, в к-ром за ноль принимается наинизшая возможная температура, лежащая на 273, 09° (по другим данным — на 273, 2°) ниже точки таянья льда (это — так наз. абсолютный ноль температуры, см. Абсолютная температура'). В К. ш. все температуры выражаются положительными числами: напр. нормальная темп-pa кипения водорода, равная  — 252, 8° С, соответствует 20, 29° К (буква К показывает, что температура выражена по К. ш.).

КЕЛЬЗЕН (Kelsen), Ганс (р. 1881), юрист.

Родом из Праги; с 1911 по 1930  — профессор гос. права и философии права в Вене, с 1930 по 1933  — профессор Кёльнского университета.

В результате прихода в Германии к власти фашистов и проведения ими «реорганизации» высших школ К., в числе других крупных ученых, был снят с работы и вынужден был покинуть Германию. В настоящее время К. — профессор Женевского ин-та высших интернациональных исследований (Institut des h antes etudes Internationales de Gendve) и член ряда научных учреждений: Бельгийской академии наук, Интернационального института публичного права и ряда других. К. — один из крупнейших представителей нормативной школы современного буржуазного государствоведения, основатель и глава т. н. чистого ученияо праве, одного из наиболее распространенных направлений в буржуазной правовой науке.

По словам К., чистое учение о праве (reine Rechtslehre) методология которого почерпнута из неокантианства, является теорией позитивного права, учением, которое «очищено от всякой политической идеологии и всех естественнонаучных элементов», как «учение, осознавшее свое своеобразие в силу . специфических закономерностей своего предмета исследования». Лишь такой аполитичный, чуждый всяких оценочных категорий подход к изучению государства и права обеспечивает, по мнению Кельзена, построение правовой науки, имеющей свою твердо определенную сферу исследования.

Учение о праве, утверждает К., «должно ответить на вопрос, что такое право, а не на вопрос, каким оно должно быть или как его изменить», последнее — дело правовой политики, а не правовой науки. Наряду с этим К. не отрицает правомерности и других методов изучения (в частности он сам дал ряд работ социологического порядка), но он настаивает, что учение о праве как определенная самостоятельная отрасль науки может строиться лишь путем указанного им метода, рассматривающего государство исключительно как правовой порядок; все же остальные: социологический, естественно-правовой и др. методы, освещая государство и право с других сторон, ведут к образованию других смежных дисциплин — социологии, философии, истории права, но науки о праве в подлинном смысле слова создать не могут. В тоже время К. решительно выступает против противопоставления государства и права. Государство само есть «высший суверенный правовой порядок». «Учение о государстве есть учение о праве». Исходной нормой всякого права, по К., является международное право, «само государство является органом международной правовой общности».

Чистое учение о праве К. представляет собой высшую ступень юридического формализма, законченную форму юридического мировоззрения. На данном этапе общего кризиса капиталистич. системы, обострения классовой борьбы и фашизации бурж. государства учение К., стоящего на либеральных позициях «правового государства», начинает встречать все больше и больше возражений и в буржуазном лагере. — С точки зрения марксизма теории Кельзена не выдерживают критики, поскольку они представляют собой одну из попыток затушевать классовую природу всякого права с помощью методологических ухищрений неокантианской философии, отрывающей форму от содержания. К. принадлежит более 70 печатных работ, большинство из к-рых переведены на ряд языков.

Главные работы: Der soziologische und juristische Staatsbegriff, Tubingen, 1922, 2 Auflage, 1928; Hauptprobleme der Staatsrechtslehre, Tubingen, 1911, 2 Aufl., 1923; Das Problem der Souveranitat und die Theorie des VOlkerrechts, Tubingen, 1920, 2 Aufl., 1928; Allgemeine Staatslehre, B., 1925; Sozialismus und Staat, Lpz., 1920, 2 Aufl., 1923; Der Staat als Intergration, Wien, 1930; Das Problem des Parlamentarismus, Wien, [1926]; Vom Wesen und Wert der Demokratie, Tubingen, 1920, 2 Auflage, 1929; Reine Rechtslehre, Wien, 1934.

О К. и его «чистом учении о праве» существует огромная литература. Довольно подробный указатель ее имеется в приложении к последней из указанных книг К.

На русском языке см. о Кельзене статью Разумовского, «Нормативизм» в «Энциклопедии государства и права», том II.

КЕЛЬН (Koln), город на Рейне, кЮ. от Рур ского бассейна. До 1919  — крепость 1 класса.

Крупный ж. — д. узел в центре путей, соединя-