Перейти к содержанию

Страница:БСЭ-1 Том 32. Каучук - Классон (1936)-2.pdf/1

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


КИРКУК, или Керку к, город в вост, части Ирака (см.), 36° 30' с. ш. и 42° 30' в. д.; ок.

20 тыс. жит. — курдов, сирийцев, армян и персов. Лежит в богатом нефтяном районе, экспло^тируемом международной «Иракской нефтяной компанией» с преобладающим влиянием британского капитала. Из К. проложены нефтепроводы, один из к-рых (французский) доходит до г. Триполи (Сирия), другой (британский) — до г. Хайфы (Палестина). К. — один из важных торговых центров Ирака, крупный рынок скота, пшеницы, фруктов, КИРМАН, или Керман, 1) юго-восточная провинция Ирана, граничащая на В. с Брит. Белуджистаном; площ. 434 тыс. км2. Около 580 тыс. жит. (1933). Главный город Керман. На С. — С.-В. находится Керманская пустыня, на В. — степи. К. — одна из самых жарких местностей в мире. Земледелие ведется преимущественно в долинах рек, на орошаемых землях; культивируются гл. обр. пшеница и ячмень, в меньших размерах — рис, кукуруза, хлопок и опиумный мак. В степной полосе разводятся козы и овцы. Издавна развито производство тонких дорогих шалей из козьего пуха, а также ковров и кустарных шелковых изделий, экспортируемых в Европу. Портом для К. служит Бендер-Аббас.

2) Главный город провинции того же наименования в юго-восточной части Ирана; 59 тыс. жителей (1932). Находится в центре путей, ведущих в Шираз  — Бирдженд и Исфахан  — Белуджистан. Кустарное производство всемирно известных художественных шелковых и шерстяных ковров и тонких шалей. Один из крупнейших торговых центров Юж. Ирана.

Экспорт ковров, тканей, фиников.

КИРНИ (Kearny), правильнее Карни, город в штате Нью Джерси (США) на р. Пессеик.

Население  — 40.720 (1930). Узловой пункт Пенсильванской ж. д. Соединен мостом с г. Ньюарк. Производство электротехнических изделий, целлюлозы, линолеума.

КИРОВ, город, центр Кировского края, б.

Вятка (см.). Переименован в декабре 1934. Наряду с деревообрабатывающей (3, 2 тыс. рабочих) и кожевенной промышленностью (1, 9 тыс. рабочих в 1934) значительно выросло и машиностроение (4, 2 тыс. рабочих). Построены комбинаты: учебно-технического оборудования (крупнейший в СССР), искусственной кожи и пластических масс, мясной; небольшие ж. — д. мастерские превращены в крупный завод аварийного ж. — д. оборудования. Начато (1935) строительство районной электростанции. Открыт ветеринарно-зоотехйический институт.

КИРОВ, Сергей Миронович, один из виднейших руководителей БКП(б), ближайший соратник и ученик Сталина, пламенный трибун революции. Член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б), секретарь Ленинградского обкома партии, член Президиума ЦИК СССР. Злодейски убит 1/Х1Г 1934 агентом троцкистско-зиновьевской террористической контрреволюционной группы. Сергей Миронович Костриков (партийное имя Киров, также: Сергей, Серж) родился 27(15) марта 1886 в г. Уржуме, Вятской губ., теперь Кировского края, в бедной семье. Отец К., когда Сереже было 3 года, ушел на заработки и пропал без вести. Через 4 года умерла от чахотки мать Сережи, надорвавшись от непосильной работы. Сережу 7 лет отдали в уржумский дом призрения малолетних (детский приют), где скудость питания и одежды вос 398

полнялась обилием молитв, наставлений, а порой и подзатыльников. Сережа пробыл в приюте до 1902. Живя в приюте, он учится в начальном, а потом в городском училище. В Уржуме К. заводит знакомство с политическими ссыльными (Вятская губ. при царизме была местом ссылки). Как лучшего ученика Сережу по окончании городского училища (в 1902) уржумское «благотворительное общество» посылает учиться в Казань в низшее механикотехническое училище. Живя в исключительно тяжелых условиях, К. и здесь учится блестяще.

В Казани К. уже устанавливает связи с революционными подпольными кружками, читает нелегальную литературу. В техническом училище К. принимает активное участие в борьбе учеников с реакционным начальством.

Приезжая на каникулы в Уржум, Киров еще ближе сходится с «политическими». Он устраивает на огороде в бане самодельный гектограф, на нем перепечатывает прокламации и сам же со своими товарищами разбрасывает их по городу.

В 1904 К. оканчивает техническое училище; он выходит оттуда уже с твердыми революционными настроениями. Вместе со знакомым студентом с. — д. Никоновым К. осенью 1904 уезжает в Томск. Там, найдя скудный заработок, он поступает на вечерние общеобразовательные курсы. На курсах К. сходится с занимающимися там рабочими и через них завязывает связи с революционными кружками. Через короткое время К. уже член немногочисленной большевистской группы томской с. — д. организации (с. — д. комитет был в то время в Томске объединенным, и меньшевики в нем имели значительный перевес), работает в так т£аз. подкомитете, выполняя самые разнообразные функции: печатание и распространение нелегальной литературы, созыв подпольных собраний, установление связей с рабочими и т. д. В ответ на 9 января 1905 Томский комитет РСДРП решает организовать демонстрацию. К. является одним из активнейших организаторов демонстрации. По настоянию большевистски настроенных рабочих демонстрацию решают провести вооруженной. На самой демонстрации 18/1 К. идет в первых рядах, выступая во главе вооруженной охраны рядом со знаменосцем, своим другом — рабочим Кононовым. Демонстрация была разогнана казаками и полицией, открывшими стрельбу. Кононов был убит, многие демонстранты ранены, К. удается вырваться с рассеченным шашкой пальто.

Это было первое боевое крещение К. В ту же ночь К., проявляя присущую ему смелость, отправляется разыскивать труп убитого Кононова, чтобы спасти из рук полиции засунутый Кононову под пальто красный флаг  — боевое знамя демонстрантов. Знамя Кононова спасено, оно становится после этого боевым знаменем Томского комитета РСДРП. Корреспонденция о томской демонстрации 18/1 помещена в издаваемой Лениным газете «Вперед» и там же полностью перепечатана составленная К. вместе с другими товарищами боевая прокламация на смерть Кононова «В венок убитому товарищу». 2/II К. арестовывают на нелегальном собрании, где обсуждается вопрос о новой демонстрации. Хотя при обыске на квартире у Кирова и у других арестованных находят нелегальную литературу, но вследствие решительного отказа всех арестованных от показаний никакого «дела» жандармам создать не удается.